Радиоспектакль Алексея Баталова "Фаталист" - одна из частей большого проекта, осущественного режиссером в конце 70-х годов XX века. Было поставлено пять спектаклей: "Фаталист", "Тамань", "Максим Максимыч", "Княжна Мери" и "Бэла".
Радиоспектакль, дата записи: 1979
Хронометраж: 01:51:36
Автор: Михаил Лермонтов
Автор инсценировки: Алексей Баталов
Режиссер: Алексей Баталов
Действующие лица и исполнители:
Лермонтов - Герасимов Евгений
Максим Максимыч - Глузский Михаил
Печорин - Кайдановский Александр
Майор - Сатановский Леонид
1-й офицер - Абдулов Всеволод
2-й офицер - Гребенщиков Юрий
3-й офицер - Шлыков Вячеслав
Поручик Вулич - Лакирев Виктор
Есаул - Бубнов Степан
Ефимыч - Юшко Герман
"Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно, портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии. Вы мне опять скажете, что человек не может быть так дурен, а я вам скажу, что ежели вы верили возможности существования всех трагических и романтических злодеев, отчего же вы не веруете в действительность Печорина? Если вы любовались вымыслами гораздо более ужасными и уродливыми, отчего же этот характер, даже как вымысел, не находит у вас пощады? Уж не оттого ли, что в нем больше правды, нежели бы вы того желали?.."
М. Ю. Лермонтов.
Для справки:
Своим романом «Герой нашего времени» Лермонтов во многом расширил рамки литературной традиции. Необычной была композиция произведения, состоящего из пяти самостоятельных повестей. Обращали на себя внимание своеобразная хронология событий, постоянно меняющийся круг героев. Благодаря мастерству и новаторству автора образ разочарованного в жизни молодого аристократа, характерный для литературы той эпохи, обрел небывалую глубину и реалистичность.
Первая повесть называется «Бэла». Пожилой офицер Максим Максимыч рассказывает случайному попутчику историю, произошедшую лет пять назад. Максиму Максимычу тогда довелось служить вместе с весьма необычным человеком – прапорщиком Григорием Александровичем Печориным, характер которого, на взгляд простодушного товарища, состоял из сплошных противоречий. Однажды этот человек, уставший за годы жизни в Петербурге от внимания светских барышень, обращает внимание на черкешенку – дочь местного князя – и организует ее похищение. Печорин упорно добивается любви девушки, а когда достигает цели, любовь начинает тяготить его… Максим Максимыч, с одной стороны, не одобряет легкомысленного поведения своего коллеги, явно нарушившего как местные обычаи, так и общечеловеческие нормы поведения. Но, с другой стороны, он старается понять Печорина, и даже по прошествии нескольких лет считает его своим другом.
Действие второй повести происходит непосредственно после того, как Максим Максимыч поделился с рассказчиком своим воспоминанием. Прибыв во Владикавказ, он узнает, что Печорин в данный момент находится там же. Старик в полном восторге предвкушает дружескую встречу, но ожидание затягивается – Максим Максимыч с недоумением замечает, что старый приятель не спешит увидеться с ним. На другой день встреча все же состоялась, но Печорин ведет себя так, словно перед ним малознакомый человек, и почти сразу же уезжает. После этого старый солдат в порыве оскорбленного чувства отдает все хранившиеся у него бумаги Печорина своему попутчику. Согласно сюжету, именно они и легли в основу трех последних глав романа, объединенных заглавием «Журнал Печорина».
Эти главы позволяют нам взглянуть на поступки Печорина под другим углом, понять, что движет этим человеком, когда он замышляет и осуществляет свои жестокие психологические эксперименты над людьми.
Центральное место в романе занимает повесть «Княжна Мери». Дневниковые записи Печорина шаг за шагом раскрывают перед читателем, на что он растрачивает незаурядный талант и душевные силы. Желание Печорина развлечь себя и посмеяться над слабостями человеческими (высокомерием княгини Лиговской и княжны Мери, позерством Грушницкого) приводит к тяжелым последствиям: погибает наивный Грушницкий, безнадежно скомпрометирована в глазах общества юная княжна. Сам же Печорин сослан служить в кавказскую крепость, где ему предстоит предсказать скорую гибель поручика Вулича (повесть «Фаталист») и разрушить жизнь еще одной семьи (повесть «Бэла», события которой, если восстановить хронологию, происходят позже «Фаталиста»).