Дорогая Тамара Михайловна!
27 июля сего года исполняется 175 лет со дня гибели нашего светозарного гения – Михаила Юрьевича Лермонтова.
Царствие ему небесное и вечный покой во взрастившей и взлелеявшей его благословенной тарханской земле. И вечная память в душах всех, кто соприкоснулся с магией его бессмертных творений.
Огромное спасибо Вам и всем тарханцам, столько лет и десятилетий любовно и трепетно сохраняющим драгоценную колыбель и последний приют великого Поэта.
О том, как любит Лермонтова великое множество людей, Вы знаете лучше всех на свете.
О том, как любил его Виктор Петрович Астафьев, приехавший уже в почтенном возрасте поклониться ему двадцать лет тому назад (в 1996 году) за тысячи вёрст из Красноярска, свидетельствует этот рассказ.
Больше жизни
Мне в детстве повезло. Очень повезло. Литературе обучал меня странный и умный человек. Странный потому, что вел он уроки с нарушением всех педагогических методик и инструкций. Начал он с того, что положил перед собою карманные часы и заставил нас читать вслух из «Хрестоматии».
Каждый ученик читал минуту, и через минуту следовал приговор:…
– Что ты читаешь? «Богатыри Невы»? «Богатыри – не вы!» … Чтобы Лермонтова понять – любить его надо. Любить, как мать, как родину. Сильнее жизни любить. Как любил учитель из Пензенской губернии…
И он рассказал.
Узнавши о гибели Лермонтова, учитель из глухого пензенского села в одну ночь написал стихотворение «На смерть поэта», а сам пошел после этого и повесился.
Позднее я прочитал у Цвейга об авторе «Марсельезы», о гении, вспыхнувшем и погасшем в одну ночь, и вспомнил урок литературы, сердитого нашего учителя и последние слова стихотворения безымянного поэта:
В ту ночь свирепо буря бушевала, |
Так я и не знаю, был или не был учитель в Пензенской губернии, из потрясения и горя которого вылилось единственное стихотворение. Но Лермонтова с тех пор люблю, как мать, как родину. Больше жизни люблю…
Евгений Семенович Попов
24 июля 2016 г., Пенза