Соколов П.Ф. Портрет Д.В. Веневитинова. 1827. Бумага, акварель.
Государственный музей А.С. Пушкина, Москва
Дмитрий Владимирович Веневитинов (14 (26) сентября 1805, Москва — 15 (27) марта 1827, Санкт-Петербург) — русский поэт романтического направления, переводчик, прозаик, философ, один из организаторов «Общества любомудрия» и журнала «Московский вестник».
После ранней смерти Д.В. Веневитинова его биография и поэзия стали предметом романтического культа. М.Ю. Лермонтову были известны стихи и статьи Д.В. Веневитинова, напечатанные в «Московском вестнике» и в 2-томном посмертном собрании сочинений (1829 — 1831).
В статьях Д.В. Веневитинова («Несколько мыслей в план журнала», 1826, опубликованной 1831, и др.) сформулированы эстетические требования философской поэзии «самопознания», на которые ориентируется и М.Ю. Лермонтов в лирике 1830 — 1832 годов.
Многие произведения раннего Лермонтова тематически близки к произведениям Веневитинова: «Новгород» Веневитинова (1829) и «Новгород» (1830) и «Приветствую тебя, воинственных славян» (1832) Лермонтов объединяет мотив утраченной современным поколением «вольности».
Прямые реминисценции из Веневитинова есть в стихотворении Лермонтова «Настанет день — и миром осужденный» (1831) («Завещание» Веневитинова, опубликованное в 1829 году) и «Эпитафия» («Простосердечный сын свободы», 1830) («Поэт и друг» Веневитинова, 1827).
Следы воздействия Д.В. Веневитинова ощущаются и в ранних драмах М.Ю. Лермонтова («Menschen und Leidenschaften», «Странный человек»). В «Эпитафии» Лермонтов, по-видимому, создал поэтический образ Д.В. Веневитинова, использовав факты его реальной и романтизированной современниками биографии (предчувствие безвременной смерти, перстень-талисман, по завещанию поэта положенный с ним в могилу, неразделенная любовь к З. Волконской).
Кипренский О.А. Портрет З.А. Волконской. 1829
Княгиня Зинаида Волконская, которую поэт любил безответно, подарила ему на память перстень, найденный при раскопках в античном городе Геркуланум, разрушенном во время извержения Везувия. Приняв подарок, Дмитрий Владимирович обещал надеть его лишь перед венцом или смертью.
Перстень из Геркуланума — подарок Зинаиды Волконской. Государственный литературный музей Москвы
К моему перстню (1826):
Ты был отрыт в могиле пыльной,
Любви глашатай вековой,
И снова пыли ты могильной
Завещан будешь, перстень мой,
Но не любовь теперь тобой
Благословила пламень вечной
И над тобой, в тоске сердечной.
Святой обет произнесла;
Нет! дружба в горький час прощанья
Любви рыдающей дала
Тебя залогом состраданья...
Поэзия Д.В. Веневитинова, как и лирика М.Ю. Лермонтова, отличается повышенной философичностью. Рефлексия и сомнение, переживание одиночества, конфликт со светским обществом, которое Веневитинов, как и Лермонтов, называет «бездушной толпой», обманчивость «мечты» и жизни, отказ от счастья и стремление к нему — все эти темы и мотивы, получая разное художественное решение, сближают двух поэтов-романтиков. Ощутима также стилистическая близость между ними, позволившая исследователю отметить, что в лучших стихах Веневитинова «культура стиха — лермонтовская до Лермонтова» (Тынянов Ю.Н.).
Полное собрание сочинений Д.В. Веневитинова, 1862 год
Лермонтовская энциклопедия. М., 1980. С. 82