Федор Денисович Константинов (17 марта 1910 — 8 июля 1997) — советский и российский график, народный художник СССР (1991), член-корреспондент Академии художеств СССР с 1973 года.
Первое произведение М.Ю. Лермонтова, которое иллюстрировал Ф.Д. Константинов, — поэма «Мцыри» (1941) — 8 гравюр на дереве (авторские оттиски — музей ИРЛИ).
В 1949 году художник расширил эту серию, добавив 25 гравюр — заставки к главам («Беглец. Мцыри», 1949); в том же издании — 3 гравюры к поэме «Беглец», лучшая из них — суровая, трагическая сцена «Мать, прогоняющая сына».
Иллюстрируя новое издание «Мцыри» (1961), Ф.Д. Константинов вновь переработал и дополнил всю сюиту (авторские оттиски — музей ИРЛИ, музей «Тарханы»). Наиболее значительные работы: «Голова Мцыри» (суперобложка), «Мцыри, любующийся горами» (фронтиспис), «Мцыри в грозу» (вклейка), «Мцыри ночью в горах» (вклейка), «Бой с барсом» (вклейка).
Используя выразительные средства черно-белой гравюры на дереве, Ф.Д. Константинов передал мятежный дух поэмы.
Константинов Ф.Д. Иллюстрация к М.Ю. Лермонтову. 1940-е. Бумага, ксилография
Еще в 1940 году Ф.Д. Константинов задумал серию иллюстраций к «Герою нашего времени», для чего ездил на Кавказ. Осуществился этот замысел лишь в 1961 году. Серию ксилографий открывает портрет М.Ю. Лермонтова (фронтиспис; авторский оттиск — музей ИРЛИ); художник не повторил ни одного из прижизненных изображений, воплотив свое восприятие личности поэта как глубоко трагической. Предваряет сюиту горная панорама на суперобложке, создающая романтически взволнованное настроение.
К повести «Бэла» художник выполнил 20 гравюр. Наиболее значительны: «Первое знакомство Печорина с Бэлой» и «Портрет Бэлы».
Константинов Ф.Д. Портрет Бэлы. 1962
В иллюстрациях к повести «Максим Максимыч» правдивый образ главного персонажа — большая удача художника. Менее удался Печорин.
Константинов Ф.Д. Максим Максимыч. 1961
К «Тамани» Ф.Д. Константинов создал 3 страничных иллюстрации, полустраничную заставку, 7 малых иллюстраций в тексте и концовку. Почти на всех гравюрах этой серии — волнующееся море, освещенное луной. Черные силуэты в контрастном сочетании с бликами света усугубляют впечатление призрачности и таинственности, которыми окрашено повествование.
Константинов Ф.Д. Тамань
К «Княжне Мери» выполнено 24 гравюры, в т.ч. «Переезд через Подкумок» и «Дуэль» (двустраничный разворот). Интересен, но спорен портрет Печорина: в нем доминируют черты, роднящие его с Мцыри; романтическая одноплановость скрадывает сложность характера.
К «Фаталисту» выполнены 3 гравюры, в т.ч. «Вулич с пистолетом у виска» (воплощает суровость и решительность героя) и «Картина ночи» (контраст между вечной красотой природы и жалким жребием человека).
Константинов Ф.Д. Вулич с пистолетом у виска
Из лирики поэта Ф.Д. Константинов иллюстрировал: «Два великана», «Из Гёте», «Тучи», «Родина», «Выхожу один я на дорогу» (авторские оттиски — музей ИРЛИ, Музей М.Ю. Лермонтова в Пятигорске). К четвертому переизданию книги (1964) Ф.Д. Константинов сделал суперобложку: величественная горная панорама — одна из лучших его пейзажных работ.
Константинов Ф.Д. Портрет М.Ю. Лермонтова. 1964
В 1964 году создана серия станковых линогравюр на сюжет поэмы «Демон» (авторские оттиски — музей ИРЛИ): «Демон, летящий над скалистым ущельем», «Демон на фоне звездного неба», «Тамара в монастыре у окна», «Демон у стен монастыря», «Демон и Тамара у окна в келье».
Иллюстрации Ф.Д. Константинова стали значительным вкладом в художественную интерпретацию сочинений М.Ю. Лермонтова.
Лермонтовская энциклопедия. М., 1980. С. 230 — 231