(18 [30] октября 1806, Саратов — 8 [20] мая 1864, Париж). Русский литературный критик, историк литературы, поэт славянофильских убеждений. Академик Петербургской Академии наук (1847).
Имя С.П. Шевырева М.Ю. Лермонтов знал уже в пансионские годы. Шевырев, сам окончивший Пансион, был, как и Лермонтов, участником кружка С.Е. Раича. Непосредственным источником знакомства Лермонтова со стихами и критическими выступлениями Шевырева был журнал «Московский вестник». В 1829 году Лермонтов предполагал включить в свое либретто «Цыгане» «Цыганскую песню» Шевырева (1828); в том же году в повести «Преступник» он использовал мотивы и отдельные стихи «Русской разбойничьей песни» Шевырева (1828). Обращение к ней, очевидно, не случайно: Шевырев пропагандировал в «Московском вестнике» народную поэзию, в т.ч. разбойничью песню, Лермонтов же в 1829 — 31 годах создал ряд баллад, ориентированных на фольклорные разбойничьи баллаы «Атаман», «Воля» и др.; в них он пытался найти и ритмические эквиваленты народному стиху, что характерно и для «Русской разбойничьей песни» Шевырева.
Возможно, что М.Ю. Лермонтов в 1829 году имел представление о личности и литературной позиции Шевырева: существует предположение, что «Романс» Лермонтова («Коварной жизнью недовольный», 1829) написан по случаю отъезда Шевырева в Италию; отъезду предшествовала резкая полемика Шевырева с Ф. Булгариным, намек на которую можно видеть в тексте «Романса».
В 1841 году С.П. Шевырев выступил с критическим отзывом о «Герое нашего времени». Отмечая «решительный и разнообразный» талант М.Ю. Лермонтова и отводя ему первое место в русской литературе послепушкинского периода, Шевырев со славянофильских позиций отвергает тип Печорина как продукт далеко зашедшей «болезни века» — материализма и скептицизма, гордости и пресыщенности, которыми, согласно Шевыреву, страдает западная цивилизация. Россия, по его мнению, избежала этих органических пороков Запада, и Печорин поэтому «не имеет в себе ничего существенного относительно к чисто русской жизни, которая из своего прошедшего не могла извергнуть такого характера»; он «призрак, отброшенный на нас Западом», призрак, в котором, однако, угадана «реальная угроза для русской жизни».
Печорину Шевырев противопоставляет Максима Максимыча, «коренного русского добряка», «в которого не проникла тонкая зараза западного образования». Шевырев возражал и против эстетической концепции романа, которая, по его мнению, основана на изображении зла (образ Печорина), низведенного до низкой действительности, в то время как зло, будучи нравственно безобразно, м.б. главным предметом изображения только в «идеальных типах» (Фауст, Дон Жуан). Значительное внимание Шевырев уделил проблеме изображения Кавказа как арены борьбы «дикости» и «цивилизации».
В том же 1841 году Шевырев опубликовал рецензию на «Стихотворения» (1840) Лермонтова, где определил их как произведения необыкновенного, подающего «прекрасные надежды», но еще неразвившегося таланта, нередко подражающего А.С. Пушкину, Е.А. Баратынскому, В.А. Жуковскому, В.Г. Бенедиктову и др.
Черты самобытности, «особенную личность поэта» Шевырев усматривал лишь в лирике природы («Дары Терека», «Три пальмы», «Когда волнуется желтеющая нива»), дружбы («Памяти А.И. Одоевского»), в религиозных (две «Молитвы» — «Я, матерь божия» и «В минуту жизни трудную») и «фольклорных» («Казачья колыбельная песня» и особенно «Песня про … купца Калашникова») стихах М.Ю. Лермонтова; к «Песне» Шевырев возвращался и позже, находя в ней верное отражение «чувства нашей древней семейной чести» и зародыш будущей национальной драмы из народного быта. Как и ранее, Шевырев отвергал бунтарское начало («Мцыри») и «мечты отчаянного разочарования» («Дума» и «И скучно и грустно»).
Жесткость и преуменьшение оригинальности М.Ю. Лермонтова усматривали в разборах Шевырева даже близкие ему литераторы — А.С. Хомяков, П.А. Вяземский; последнему Шевырев ответил 15 декабря 1841 года: «Лермонтова ценить я умел: выразил я его и в своих разборах и в моем стихотворении».
Свою позицию Шевырев подтвердил в статьях 1842 года (где, однако, усилил ряд оговорок: об оригинальности лермонтовского таланта, не успевшего развернуться во всей самобытности; о Лермонтове как преемнике Пушкина, как о «самом верном и ярком отблеске» «великого гения») и особенно в статьях 1843 года, где, в частности, поставил «Спор» выше «Мцыри» и «Демона» и полемизировал с Белинским и «Отечественных записках».
Со временем С.П. Шевырев все больше склонялся к восприятию М.Ю. Лермонтова как главы чуждого ему поколения поэтов, противостоящего «пушкинскому периоду». Позиция Шевырева встретила осуждение в статьях В.Г. Белинского, А.Д. Галахова, позднее Н.Г. Чернышевского.
В конце жизни Шевырев намеревался осмыслить положение Лермонтова в истории русской литературы; сохранилась программа его лекции о М.Ю. Лермонтове и Н.В. Гоголе; краткую характеристику Лермонтова он включил в курс русской литературы на итальянском языке, написанную им совместно с Дж. Рубини (1862).
Лермонтовская энциклопедия, М., 1980