Они так и не познакомились … Два великих русских поэта. Возможно потому, что не торопился Лермонтов. Кем бы он представился своему поэтическому кумиру? Поручиком элитного лейб-гвардии Гусарского полка? Из всего написанного им к 1837 году — а это сотни стихотворений, десяток поэм, драматические произведения — он ничего не публиковал, считая недостойным читательского внимания. Ждал, когда создаст произведение, достойное представиться любимому автору именно поэтом. Этим стихотворением стало «Бородино», прочесть которое Пушкин не успел.
Но все-таки «судьбы свершился приговор»: с января 1837 года имена поэтов навсегда рядом. Сравнивая обстоятельства их гибели, Н.В. Гоголь писал, что они оба «были похищены насильственной смертью в течение одного десятилетия, в поре самого цветущего мужества, в полном развитии сил своих».
Не удивительно, что одно из самых ярких и значительных событий юбилейного лермонтовского года — Всероссийская выставка, посвященная 200-летию поэта, разместилась в залах Государственного музея А.С. Пушкина (ВИДЕОлекция, посвященная выставочному проекту).
Впервые знатоки и поклонники творчества поэта увидели 1500 уникальных экспонатов (137 из музея-заповедника Тарханы»), рассказывающих о его яркой, драматической, просто огненной судьбе. Личные вещи, автографы, прижизненные портреты, иллюстрации к произведениям, редкие книжные издания, портреты друзей и близких, документы, часть из которых были представлены впервые. Где, когда еще посчастливиться увидеть их вновь в одном экспозиционном пространстве?
Материалы предоставили крупнейшие российские музеи и архивы, библиотеки, театры и частные коллекционеры. З7 участников — беспрецедентное количество в истории выставочных проектов. Но никто из организаторов и создателей проекта не сомневался — Лермонтов достоин только такого масштаба. Прожить так мало, но многое успеть: с честью и достоинством служить России, самозабвенно творить, проявляя незаурядный талант и в поэзии, и в прозе, и в драматургии! Всего 27 лет. А след, оставленный в мировой литературе, поистине бессмертен.
Авторы очень точно определили символ выставки — осколок голубого неба — и ее название: "Мой дом везде, где есть небесный свод...". Строчка из стихотворения юного Лермонтова о необходимой гармонии человека и мира, земли и неба. Один из мотивов его творчества, постоянно звучавший в лирике на протяжении всей жизни. Он стал основой для художественного проекта, соединившего все грани выставки.
1000 м2 экспозиционной площади, три экспозиционных комплекса, каждый из которых представлял определенный акцент единого рассказа о Лермонтове, его жизни и творчестве. Экспозиционно-выставочное решение на современном языке очень верно передало эстетику времени, затягивало в лермонтовскую эпоху и еще долго не отпускало. Хотелось читать и думать, переосмысливать увиденное и вновь возвращаться в мир удивительного поэта с «русскою душой», рассмотреть его рисунки, увидеть дорогие его сердцу Тарханы, Москву, Петербург и Кавказ. Почти три месяца у москвичей и всех, приехавших в столицу, была эта уникальная возможность. В середине декабря выставка закрылась. Но огорчение о краткосрочности проекта скрасил каталог — публикация материалов выставки. Это уникальное издание безо всяких сомнений, он займет достойное место в ряду лермонтовских юбилейных изданий 2014 года.
Проделана грандиозная работа неравнодушными и очень талантливыми людьми. Они помогли современникам лучше узнать и понять поэта, очистить его от идеологических штампов, сделать ближе, реальнее, осознать его значение для русской и мировой культуры.
Научные сотрудники музея-заповедника «Тарханы» благодарят создателей выставки за высокий уровень подготовки и реализации проекта, за творческое содружество, стремление к высоким результатам и представленную возможность стать участниками масштабного события, которое навсегда останется в истории России.
Автор: научный сотрудник музея-заповедника "Тарханы" Родина Е.Б.