С 1954 по февраль 1966 года директором музея-усадьбы М.Ю. Лермонтова был Петр Андреевич Вырыпаев. За это время значительно пополнились фонды музея, улучшилась литературная экспозиция, проводились работы по обустройству территории. С площади перед входом были выведены колхозная конюшня, сарай и ветеринарный пункт, а также радиоузел из сторожки, находящейся недалеко от часовни. Территория музея была обнесена, правда, довольно грубой, железной на кирпичных столбах оградой.
П.А. Вырыпаев |
В 1958 году музею от Пензенского дизельного завода был подарен памятник М.Ю. Лермонтова, созданный скульптором Б.А. Зотовым. Фигура поэта высотой 2 метра была выполнена из мраморной крошки на цементном растворе. М.Ю. Лермонтов в форме поручика Тенгинского полка стоит, заложив руки за спину. Изначально памятник находился на территории усадьбы перед домом, затем был перенесен к Лермонтовскому библиотечно-досуговому центру.
В 1960 году музей-усадьба М.Ю. Лермонтова получил от райсовета «Акт на право пользования землей» в количестве 10,63 гектара (его площадь увеличилась на 0,83 гектара) и был включен в список памятников истории и культуры республиканского значения РСФСР.
Памятник М.Ю. Лермонтову.Скульптор Б.А. Зотов.1958 год |
22 февраля 1962 года было принято официальное решение о передаче церкви Михаила Архистратига музею. Храм, построенный на средства Арсеньевой, в начале 1930-х годов использовался как складское помещение, потом в нем организовали сельский клуб и библиотеку. С 1947 года церковь вновь стала действующей, а в конце 50-х годов была брошена на произвол судьбы на несколько лет вместе с инвентарем, там находившимся.
Старинные, времен Лермонтова, богослужебные книги в деревянных, обтянутых кожей переплетах, и часть икон, возможно ранее находившихся в домовой церкви, были уничтожены. Только незначительную часть церковного имущества сотрудникам музея удалось спасти от гибели.
А.Д. Семченко, один из сотрудников музея, однажды ночью тайно вывез сохранившиеся иконы и книги из церкви, привез в фонды музея, отмыл и очистил. Позднее, при научной обработке материалов, оказалось, что спасенным оказался не один раритет. Например, книга «Четьи-Минеи», подаренная церкви первой помещицей Тархан Анной Долгоруковой. Об этом свидетельствует надпись, сделанная орешковыми чернилами на нижних полях левых страниц книги, начиная с титульного листа: «Сия именуемая Минея Септемврий церкви Святого Чудотворца Николая, что в Пензенском уезде вотчине княгини Анны Михайловны Долгоруковой Никольско Яковлевское тож посланная в означенную церковь из дома Ея Сиятельства. А подписана книга сия рукою того ж году служителя Алексея Семенова сына Пономарева июля 10-го дня».
Книга «Четьи-Минеи» |
«Четьи-Минеи» – произведения русской церковно-исторической и духовно-учительской литературы, в которой по порядку месяцев...(отсюда название – минеи, по-гречески «месяц») и дней каждого месяца излагаются повествования о жизни святых православной церкви». Сегодня книга, одна из самых старых тарханских реликвий, отреставрирована и находится в экспозиции церкви Марии Египетской.
В 60-е годы музей получил большой подарок: известный ученый – лермонтовед Виктор Андроникович Мануйлов завещал музею часть своей библиотеки. Этот дар и поспособствовал строительству на территории музея кирпичного здания дирекции и научной части. Мануйлов поставил одно мудрое условие: для библиотеки должно быть построено специальное здание, создающее условия не только для хранения, но и для широкого использования редчайших изданий в научно-исследовательской работе. П.А. Вырыпаев еще в 1959 году обратился к начальнику Пензенского областного Управления культуры А.Н. Майоровой с письмом:
В.А. Мануйлов |
Прошу Вас при рассмотрении плана строительства на 1960 год включить в план строительства библиотеку при музее-усадьбе М.Ю. Лермонтова. Эта библиотека необходима для приема богатейшего книжного собрания ученого Мануйлова В. А., который передает ее в дар музею…
В марте 1963 года в музей поступила первая партия книг из богатейшего книжного собрания В. А. Мануйлова: 40 единиц. В основном книги круга чтения Лермонтова (первая четверть XIX века); журналы «Современник», «Отечественные записки», «Русский вестник», прижизненные издания сочинений Хераскова, Дмитриева, Жуковского, Пушкина, литература на иностранных языках. Книги были размещены в экспозиции барского дома, где они и сейчас находятся. Следующие партии книг поступали в разные годы в течение 6 лет. Мануйлов передал музею 5621 книгу, многие из них являются книжными и музейными раритетами.
Барский дом. Комната М.Ю. Лермонтова. |
Барский дом. Зал. |
Приближалось 150-летие со дня рождения М.Ю. Лермонтова. К этой дате в барском доме был произведен капитальный ремонт и создана новая экспозиция. Комиссия Министерства Культуры РСФСР по приему новой экспозиции музея Лермонтова отмечала:
1. Прежняя экспозиция подвергнута коренной переработке и дополнена значительным количеством первоклассных уникальных экспонатов (альбом с рисунком М.Ю. Лермонтова, акварели Г.Г. Гагарина, иллюстрации советских художников Д.А. Шмаринова, Н.В. Кузьмина, В.Г. Бехтеева, ряд старинных литографий и гравюр). В экспозицию введены также хорошо выполненные муляжи с рукописей и рисунков Лермонтова, точно воспроизводящие оригиналы.
2. Новая экспозиция, построенная с учетом всех новых исследований о Лермонтове, отвечает задачам идейного и эстетического воспитания трудящихся. В экспозиции хорошо показаны патриотические мотивы, гражданская направленность творчества Лермонтова, дано яркое представление о роли наследия Лермонтова в советское время.
Тематико-экспозиционный план новой экспозиции, чертежи постаментов и витрин были разработаны старшим научным сотрудником музея А.Д. Семченко. Под его контролем осуществлялись оформительские работы, выполненные бригадой художников Пензенских художественно-производственных мастерских под руководством А.В. Варанкина. Консультировал и помогал комплектовать экспонаты заслуженный деятель искусств РСФСР, директор музея «Абрамцево» Н.П. Пахомов.
Однако в эти же самые годы мемориальные аллеи почти полностью засохли, парковые скамьи, разрушившиеся от времени, не только не восстанавливали, а наоборот, разбирали и удаляли из парка. Многие годы в полуразрушенном состоянии оставалась дамба для перехода в Круглый сад.
Все старинные хозяйственные постройки, находившиеся на территории бывшей усадьбы Е.А. Арсеньевой, уничтожили, и точные места, где они находились, были потеряны.
Барский дом.1964 год |
В 1963-1964 годах на территории бывшей усадьбы Е.А. Арсеньевой, там, где Круглый сад, когда-то служивший местом прогулок, соединялся с Дубовой рощей, было начато строительство производственного комплекса совхоза «Лермонтовский». Место было выбрано и вопреки интересам музея, и вопреки интересам совхоза, так как оно находилось в отдалении от главного корпуса совхоза. Позже Дубовая роща была восстановлена в границах XIX века, однако с «выпадами в местах, где были построены зерноток, мастерские, коровники совхоза. И потому леса, «который казался без конца, утопая где-то вдали», – о нем вспоминал Н.И. Рыбкин, собиравший материалы о М.Ю. Лермонтове в 60-х годах XIX века, – не получилось: ведь снос построек мог быть осуществлен лишь после их износа».
Перед руководством и всем коллективом музея встала грандиозная и благородная задача – кропотливым трудом возродить лермонтовский уголок и сохранить его для потомков в историческом и неприкосновенном виде.