В июле исполнилось бы 85 лет Валентине Александровне Агальцовой, замечательному человеку, выдающемуся российскому ученому-парковеду, ландшафтному архитектору, реставратору, крупнейшему специалисту по возрождению старинных парков русских дворянских усадеб, в числе которых был и парк Лермонтовского музея, и большому другу нашего музея.
В 1969 году, после преобразования музея-усадьбы в Государственный музей-заповедник «Тарханы» и увеличения его территории с 10 гектаров до 91, перед сотрудниками музея встала непростая задача – воссоздать природную среду, взрастившую Лермонтова. И в 1969 году Валентина Александровна создает проект реставрации зеленых насаждений в «Тарханах», по которому должно было происходить обновление садов, восстановление парка, чисто тарханских примет пейзажей, нашедших свое отражение в поэтическом наследии Лермонтова: «темная аллея», «малиновая слива», «степей безбрежных океан», «уютный сад, обсаженный рябиной…».
Задача была не из легких. К этому времени в непосредственной близости от музея уже был построен совхозный производственный комплекс с зернотоком, машинными мастерскими, пилорамой, коровниками, нефтебазой.
Изменения в ландшафте были настолько велики, что понять лермонтовского восхищения усадьбой было невозможно: не было видно ни «уютного сада, обсаженного рябиной», ни «безбрежного океана степей», ни «темной аллеи», ни «прекрасных полей»…
Растительности сохранилось много, но в основном это была поросль от старых посадок. Рисунка парка не было видно, а документальных свидетельств о характере усадьбы почти не уцелело. Дальний сад на 80% зарос вишней и терном, что полностью уничтожило его планировку. По валу ряды дикорастущих тополей и яблонь образовали живую труднопроходимую изгородь, заросли терном «траншеи» – место детских игр поэта.
В 1969 году, после преобразования музея-усадьбы в Государственный музей-заповедник «Тарханы» и увеличения его территории с 10 гектаров до 91, перед сотрудниками музея встала непростая задача – воссоздать природную среду, взрастившую Лермонтова. И в 1969 году Валентина Александровна создает проект реставрации зеленых насаждений в «Тарханах», по которому должно было происходить обновление садов, восстановление парка, чисто тарханских примет пейзажей, нашедших свое отражение в поэтическом наследии Лермонтова: «темная аллея», «малиновая слива», «степей безбрежных океан», «уютный сад, обсаженный рябиной…».
Задача была не из легких. К этому времени в непосредственной близости от музея уже был построен совхозный производственный комплекс с зернотоком, машинными мастерскими, пилорамой, коровниками, нефтебазой.
Изменения в ландшафте были настолько велики, что понять лермонтовского восхищения усадьбой было невозможно: не было видно ни «уютного сада, обсаженного рябиной», ни «безбрежного океана степей», ни «темной аллеи», ни «прекрасных полей»…
Растительности сохранилось много, но в основном это была поросль от старых посадок. Рисунка парка не было видно, а документальных свидетельств о характере усадьбы почти не уцелело. Дальний сад на 80% зарос вишней и терном, что полностью уничтожило его планировку. По валу ряды дикорастущих тополей и яблонь образовали живую труднопроходимую изгородь, заросли терном «траншеи» – место детских игр поэта.
Дальний сад.
Фотоснимок П.П. Пушкарева.1975 г.
Восстановление природной среды лермонтовских «Тархан» стало главным делом жизни Валентины Александровны. Под ее руководством был разработан Проект восстановления зеленых насаждений в музее.
По нему в 1971 году была расчищена и заново посажена «темная аллея, о которой упоминает М.Ю. Лермонтов в стихотворении «Как часто пестрою толпою окружен…». Сегодня густая зелень образует свод над головой, и аллея действительно темная.
В 1972 – 1973 годах под руководством Валентины Александровны был восстановлен Дальний сад, детали которого описаны М.Ю. Лермонтовым в поэме «Сашка»:
По нему в 1971 году была расчищена и заново посажена «темная аллея, о которой упоминает М.Ю. Лермонтов в стихотворении «Как часто пестрою толпою окружен…». Сегодня густая зелень образует свод над головой, и аллея действительно темная.
В 1972 – 1973 годах под руководством Валентины Александровны был восстановлен Дальний сад, детали которого описаны М.Ю. Лермонтовым в поэме «Сашка»:
Уютный сад, обсаженный рябиной, С беседкою, цветами и малиной, Как детская игрушка… |
Чтобы этот сад стал действительно уютным, Валентина Александровна руками ощупывала каждый вырытый пласт, определяя вид насаждений. Ни на минуту не отходила от рабочих, участвующих в восстановлении аллей, в подсадке ягодников и расчистке от зарослей участков, засаженных сливой и вишней. И появились восемь аллей из вязов и лип, сходящихся в центре. Здесь-то и стояла упомянутая поэтом деревянная беседка в кругу лип. Ближе к центру были высажены цветы, а дальше – фруктовые деревья и кустарники.
Одновременно с работами в Дальнем саду шла реставрация парка. Против окон гостиной комнаты Барского дома были восстановлены «круглая клумба из роз и полукруг из чубушника», о которых вспоминал журналист И. Прозин.
Это она, хорошо зная культуру парков и садов I половины XIX века, разбивала клумбы, устраивала миксбордеры, «подбивала» цветами куртины сирени. И усадьба ожила. Парк стал «открытым», светлым, таким, каким он был в лермонтовское время: видна стала «черемуха млечная», открылись «сень акаций», «прибрежная ива», «поникшие ели» и ветлы над прудом, из окон лермонтовских комнат стало видно село…
В 1969 году в состав музея-заповедника «Тарханы» была включена бывшая усадьба «милой тетиньки» Лермонтова, М.А. Шан-Гирей, Апалиха. К моменту исследований (1970 год) она представляла собой до такой степени заросший участок, что пройти по нему во весь рост было невозможно. Вот здесь буквально на коленях, пробираясь сквозь заросли вместе с Т.М. Мельниковой, Валентина Александровна определяла место расположения аллей, садов и беседки. В Апалихе были открыты все планировочные элементы, расчищены заросли в одичавшем саду, разбиты дорожки.
Валентина Александровна любила «Тарханы». Это был ее первый опыт восстановления усадьбы такого уровня. Она постоянно приезжала сюда, проверяла работу наших садоводов, проводила с ними мастер-классы, показывая, как надо сажать, обрезать, ухаживать за посадками. Валентине Александровне эта работа доставляла удовольствие, потому что она видела, что у сотрудников музея было желание работать, желание сделать парк «игрушкой». Поэтому работы в «Тарханах» и шли так интенсивно.
Она приезжала сюда и просто так, в гости к Т.М. Мельниковой, с которой дружила. Их сблизила большая любовь к Лермонтову и «Тарханам». И в это время их часто можно было видеть гуляющими по парку, когда Тамара Михайловна показывала, как претворяется в жизнь Проект по восстановлению «Тархан», а Валентина Александровна своим тихим голосом говорила: «Хорошо, Томочка».
Валентина Александровна Агальцова внесла значительный вклад в историю русского садово-паркового искусства. Высочайшего класса профессионализм сочетался в ней с тонким художественным вкусом, необыкновенным талантом видеть и создавать красоту, а доскональное знание принципов садово-паркового искусства, знание истории, интуиция и глубокий аналитический ум позволяли ей даже по незначительным сохранившимся элементам планировки безошибочно воссоздать замысел и структуру паркового комплекса.
Сегодняшний музей-заповедник «Тарханы» – достойная память В.А. Агальцовой, вложившей свои знания, умения и силы в его развитие.
Одновременно с работами в Дальнем саду шла реставрация парка. Против окон гостиной комнаты Барского дома были восстановлены «круглая клумба из роз и полукруг из чубушника», о которых вспоминал журналист И. Прозин.
Это она, хорошо зная культуру парков и садов I половины XIX века, разбивала клумбы, устраивала миксбордеры, «подбивала» цветами куртины сирени. И усадьба ожила. Парк стал «открытым», светлым, таким, каким он был в лермонтовское время: видна стала «черемуха млечная», открылись «сень акаций», «прибрежная ива», «поникшие ели» и ветлы над прудом, из окон лермонтовских комнат стало видно село…
В.А. Агальцова |
Валентина Александровна любила «Тарханы». Это был ее первый опыт восстановления усадьбы такого уровня. Она постоянно приезжала сюда, проверяла работу наших садоводов, проводила с ними мастер-классы, показывая, как надо сажать, обрезать, ухаживать за посадками. Валентине Александровне эта работа доставляла удовольствие, потому что она видела, что у сотрудников музея было желание работать, желание сделать парк «игрушкой». Поэтому работы в «Тарханах» и шли так интенсивно.
Она приезжала сюда и просто так, в гости к Т.М. Мельниковой, с которой дружила. Их сблизила большая любовь к Лермонтову и «Тарханам». И в это время их часто можно было видеть гуляющими по парку, когда Тамара Михайловна показывала, как претворяется в жизнь Проект по восстановлению «Тархан», а Валентина Александровна своим тихим голосом говорила: «Хорошо, Томочка».
Валентина Александровна Агальцова внесла значительный вклад в историю русского садово-паркового искусства. Высочайшего класса профессионализм сочетался в ней с тонким художественным вкусом, необыкновенным талантом видеть и создавать красоту, а доскональное знание принципов садово-паркового искусства, знание истории, интуиция и глубокий аналитический ум позволяли ей даже по незначительным сохранившимся элементам планировки безошибочно воссоздать замысел и структуру паркового комплекса.
Сегодняшний музей-заповедник «Тарханы» – достойная память В.А. Агальцовой, вложившей свои знания, умения и силы в его развитие.