Начало: 22 ноября 2016
Окончание: 22 февраля 2017
Год кино в музее-заповеднике «Тарханы» завершается открытием выставки «Лермонтов в кино и на телевидении». Выставка будет работать с 22 ноября 2016 года по 22 февраля 2017 года. Здесь экспонируются фотографии, афиши фильмов, книги, предметы декоративно–прикладного искусства из собрания музея-заповедника «Тарханы». Среди экспонатов, представленных на выставке, особое место занимают редкие старинные фотографии фильмов, снятых в начале XX века.
В 1909 году пионер московского кинопроизводства фирма «А.А. Ханжонков» выпустила первый фильм по произведению М.Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова» режиссера В. Гончарова. Тогда же А.А. Ханжонков выступил продюсером картины «Боярин Орша» (режиссер П. Чардынин). В 1910-м тем же режиссером снимаются фильмы «Вадим» и «Маскарад». Всего в 1909 – 1918 годах на лермонтовские темы создано свыше 15 кинолент. Произведения М.Ю. Лермонтова оказались созвучны предреволюционному времени своими романтическими характерами, нестандартными жизненными ситуациями, атмосферой духовного напряжения и тайны.
В 1926 – 1927 годах режиссер, сценарист, актер и театральный критик Владимир Барский экранизировал три произведения, действие которых происходит на Кавказе. Это «Княжна Мери», «Бэла» и «Максим Максимыч». В. Барский делает акцент на драме героя в условиях несправедливого устройства общества.
В середине XX века начинается «золотой период» в истории экранизаций произведений М.Ю. Лермонтова. В 1941 году, к столетию смерти поэта, режиссер Сергей Герасимов экранизировал драму «Маскарад» с Т. Макаровой и Н. Мордвиновым в главных ролях. Всепоглощающие страсти, зависть света, роковое стечение обстоятельств – весь этот «демонический романтизм» воплотился в картине известного режиссера.
В 1955 году Исидор Анненский поставил фильм «Княжна Мери». Проведение съемок в месте описываемых событий, на Кавказских минеральных водах, психологизм игры прекрасного актерского ансамбля, близость сценария к литературной основе – все это сделало картину И. Анненского образцом экранизации русской классической литературы.
К числу подобных образцов можно отнести и масштабный проект режиссера Станислава Ростоцкого, снявшего в 1965 – 1966 годах три части романа «Герой нашего времени»: «Тамань», «Бэла», «Максим Максимыч». Образ Григория Печорина, созданный В. Ивашовым в трилогии С. Ростоцкого, до сих пор является лучшим среди киновоплощений главного героя лермонтовского романа.
Творчество М.Ю. Лермонтова нашло свое отражение и на телеэкране. В 1975 году «Гостелерадиофонд» представил спектакль Анатолия Эфроса «Страницы журнала Печорина». Понимание трагической сущности лермонтовского персонажа психологически глубоко было передано игрой О. Даля. Спектакль сочетал неповторимую театральную условность с правдой жизни, которая отличает лучшие постановки А. Эфроса.
Последней по времени телевизионной постановкой по произведению М.Ю. Лермонтова стал фильм А. Котта «Герой нашего времени» (2006). Сериал вызвал ряд противоречивых откликов. Создателей упрекали в слабости сценария и поверхностной трактовке образов, отмечали неудачный выбор И. Петренко в качестве исполнителя главной роли.
Не только экранизация произведений М.Ю. Лермонтова, но и сам образ поэта привлекал внимание деятелей кинематографа. В 1930 году А. Ивановский снял фильм «Кавказский пленник», рассказывающий о последнем годе М.Ю. Лермонтова. Главную роль сыграл Б. Тамарин, который показал трагедию поэта, противостоящего двору и «свету». В 1943 году режиссер А. Гендельштейн по сценарию К. Паустовского создал киноленту «Лермонтов». Поэт, сыгранный А. Консовским, здесь предстает как романтический герой, гибель которого предопределена. В 1986 году Николай Бурляев поставил фильм «Лермонтов», в котором выступил и режиссером, и исполнителем главной роли. Картина вызвала неоднозначные отклики, так как пафосная трактовка образа поэта не сочеталась с общей тональностью ленты.
В 2006 году на экраны постсоветского пространства вышли сразу два произведения, где присутствовал образ М.Ю. Лермонтова. Речь идет о фильме «Пушкин. Последняя дуэль», режиссером которого стала Н. Бондарчук, в роли М.Ю. Лермонтова выступил Е. Стычкин. Кроме того, был снят телевизионный сериал грузинских и российских кинематографистов «Из пламя и света. Мишель Лермонтов», режиссеры И. Квирикадзе, Н. Джорджадзе, поэта сыграл Ю. Чурсин. При всем художественном различии этих фильмов в них проступают новые черты кинематографического нарратива XXI века. Это клиповая манера создания визуальной картинки и элементы «поп-демократизма», проявляющегося, в частности, в некоторой развязности героев, не свойственной людям XIX века. Ю. Чурсин, кроме прочего, намеренно представил отрицательный образ М.Ю. Лермонтова, не совместимый с представлением о гениальном поэте.
В последние несколько лет появились полнометражные документальные ленты «Тайна дуэли Лермонтова» (режиссер и автор сценария В. Карев, 2005 год) и «М. Лермонтов. Молитва странника» (режиссер В. Галстян, автор сценария В. Филиппов, 2006 год). В определенной мере эти фильмы открывают новые грани личности поэта, дают новые характеристики его великим произведениям.