Из истории тарханских церквей
Лермонтов до тринадцати лет жил в Тарханах, в имении бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой. Будущий поэт с раннего детства бывал с бабушкой в церкви, православные обычаи и обряды естественным образом входили в его жизнь. Каждый день начинался с молитвы и ею же заканчивался. Первые занятия по чтению дворянских детей обычно были посвящены изучению Часослова и Псалтыри. В учебных заведениях, как правило, продолжалось изучение Закона Божия.
Когда в 1794 г. село Яковлевское (Тарханы) приобрела чета Арсеньевых, там уже была одноштатная деревянная церковь, освященная во имя Николая Чудотворца, приход состоял из села Яковлевского, деревень Дерябиха и Подсот.
В сохранившихся исповедных книгах и метрических ведомостях церкви содержатся записи об Арсеньевых и их родственниках, бывавших на исповеди и у святого причастия. Лермонтов впервые упомянут в возрасте шести месяцев Великим постом 1815 г.
В конце XVIII – начале XIX вв. в усадебном строительстве стал превалировать классицизм. Того же принципа стиля придерживались и при строительстве храмов. Исключением не стало и село Тарханы. «Тщанием означенного села помещицы гвардии поручицы Елизаветы Алексеевны Арсеньевой» было построено две церкви. В журнале Пензенской духовной консистории от 31 октября 1818 г. есть запись относительно «удовлетворения» прошения помещицы Арсеньевой о строительстве каменной церкви во имя Архистратига Михаила, и при ней еще теплой во имя Марии Египетской вместо деревянной, а также о приготовлении двух храмозданных грамот. Вероятно, эти грамоты на строительство обеих церквей Е.А. Арсеньева получила в конце 1818 г.
В 1818-1819 гг. на месте первого барского дома, который Арсеньева продала на слом с вывозом из Тархан, была построена небольшая церковь из красного обожженного кирпича на известковом растворе. Освятили ее 26 ноября 1820 г. во имя преподобной Марии Египетской, покровительницы дочери тарханской барыни, умершей в 1817 г. – Марии Михайловны Лермонтовой. Эта церковь отапливалась и была теплым приделом сначала сельской церкви Николая Чудотворца, а потом и церкви Михаила Архангела. Часто ее называли «домовым» храмом. Однако, как сообщают исследователи, название верным не является, так как «право на строительство домового храма давалось царем и только за особые заслуги перед Отечеством, или совершенно немощному». Церковь Марии Египетской в документах именовалась придельной.
Ее убранство было достаточно скромным, росписи отсутствовали и в куполе, и в основном храме, и в алтаре, но иконы и утварь отличались высоким качеством. В клировых ведомостях по Нижнеломовскому уезду за 1826 г. есть запись о том, что в церкви находились иконы «неполинялы неповреждены», серебряные сосуды, «внутри позлащены», серебряные дароносицы, книги «церковного круга».
Михаил Лермонтов в 1821-1826 гг. одиннадцать раз был записан в качестве крестного отца младенцев. Ежегодно 25 декабря в церкви Марии Египетской преклоняли колени в благодарственной молитве в честь победы в войне с Наполеоном.
В честь приезда Лермонтова в 1836 г. в первый офицерский отпуск сельский священник совершил благодарный молебен. Для бабушки это было счастливое событие. Она писала своей приятельнице П.А. Крюковой: «А я через 26 лет в первой раз встретила новый год в радости: Миша приехал ко мне накануне нового году. Что я чувствовала, увидя его, я не помню, и была как деревянная, но послала за священником служить благодарный молебен. Тут начала плакать, и легче стало».
Зимой 1836 г. Лермонтов видел еще не завершенную каменную церковь с колокольней, по своим размерам превосходившую деревянный храм Николая Чудотворца. Черновые работы внутри закончили, но пол еще не настелили. В 1839 г. церковь можно было освятить, но Е.А. Арсеньева находилась в Петербурге: «Миша уговорил остаться». Чин освящения церкви состоялся 3 октября 1840 г. Провел его тарханский священник Алексей Афанасьевич Толузаков. Новую церковь освятили во имя Михаила Архистратига, покровителя поэта и его деда Михаила Васильевича Арсеньева.
Стены храма расписали евангельскими сюжетами. В статье Т.М. Мельниковой «Историческая справка по второму комплексу музея «Тарханы (Тарханский вестник. Вып. 1. 1993. С. 4) приведен фрагмент из отчета сотрудника Государственной мастерской имени И.Э. Грабаря (сейчас Всероссийский художественный научно-реставрационный центр): «В работе над росписями, видимо, участвовало несколько мастеров, различных по своей одаренности и профессиональной подготовленности. На восточной стене алтаря было представлено «Моление о Чаше», копия с известной картины Ф.А. Бруни. Эта часть росписи была выполнена наиболее профессионально. Картина Бруни, как известно, написана в 1834 году и пользовалась большой популярностью... Таким образом, не исключена вероятность того, что росписи Михайловской церкви относятся ко времени ее строительства. Однако они могли быть выполнены и позднее, около середины века...».
В этой церкви, вероятнее всего, был поставлен свинцовый гроб с телом Лермонтова, привезенный из Пятигорска в апреле 1842 г., на Пасху. Колокола в этот день молчали. Священники не проводили праздничных служб, за что, кстати, были наказаны: в клировой ведомости за 1843 г. сообщается: «Учинен ему [Теплову] с нижеписанным священником Троицким за неслужение в высокоторжественные дни 1842 года, 17 и 21 апреля, благодарных молебствий выговор, и обязаны они впредь производить положенные молебствия по гибели неупустительно».
В 1842 г. над могилами внука, дочери и мужа Е.А. Арсеньева приказала возвести каменную часовню во имя Чудотворца Николая. Она просуществовала до 1930-х гг., пока «так обветшала, что однажды ночью без чьей-либо помощи рухнула».
Бабушка поэта умерла в 1845 г. Наследники – ее родственники по линии Столыпиных – не проживали в Тарханах, и вряд ли занимались ремонтом церквей. Первый известный нам ремонт после смерти Е.А. Арсеньевой сделала последняя владелица Тархан М.В. Каткова, внучка Афанасия Столыпина, брата Елизаветы Алексеевны, наследовавшего имение после ее смерти. К 100-летию со дня рождения поэта она отремонтировала семейную часовню и церковь Марии Египетской.
* * *
Церковь Марии Египетской была закрыта в 1925 г., но интерьер в ней сохранялся до 1929 г., пока там не разместили «красный уголок» колхоза «Лермонтовский рысак». В «Памятной книге» тарханского крестьянина И.И. Кузнецова есть запись: «1929 года в конце апреля снят с барской церкви крест и вынесены все иконы ... и поставлен в ней клуб». В 1939 г., когда в барском доме открылся музей Михаила Юрьевича Лермонтова, в церкви организовали лекторий.
Через несколько лет храм стал объектом музейного показа. В нем выставлялись метрические книги с упоминанием М.Ю. Лермонтова и его родных, копия картины А. Лосенко «Андрей Первозванный», иконы Михаила Архистратига, Спаса Нерукотворного.
В 1964 г. в церкви П.А. Вырыпаевым, директором музея в то время, была создана первая экспозиция, в которой были представлены мемориальные иконы: 1) крест с Распятием, 2) Михаил Архистратиг (с надписью: «Обличье святого писано с портрета Лермонтова работы Будкина»), 3) Мария Египетская (так, видимо, Вырыпаев называл иконостасную икону Богоматери), 4) Спас Нерукотворный и 5) картина Андрей Первозванный (копия с оригинала А. Лосенко). Далее экспонировались манифест Николая 1 от 12 мая 1826 г. (экземпляр тарханских священников), метрические книги из местных церквей с записями о Лермонтове и документы о перевозе тела поэта из Пятигорска в Тарханы.
В 1976 г. эту эскпозицию сменила значительно дополненная по содержанию другая: «Так, я помню, пред амвоном...». С 1967 по 1970 гг. был частично восстановлен иконостас (по фотографии И.П. Кузнецова 1923 г.), значительно увеличилось количество икон в храме.
В настоящее время в церкви Марии Египетской размещена экспозиция «Но чувство есть у нас святое...». Внешний облик здания максимально приближен к лермонтовскому времени в результате реставрационных работ, проводившихся с 1986 г. на основании научных изысканий Т.М. Мельниковой и П.А. Фролова.
Были отреставрированы купол и его завершения, колонны, паперти, восстановлено ограждение на западной паперти, открыта западная дверь. На этом работы не прекратились: в 2000-х гг. заменили крышу здания со всей стропильной системой, вызолотили крест, сделали вычинку фасадов, укрепили колонны и отреставрировали паперти после многотрудных поисков камня, соответствующего историческому. В соответствии с дошедшей до нас описью и сохранившейся фотографией 1923 г. было воссоздано внутреннее убранство церкви: отреставрированы алтарь и иконостас, восстановлены декоративные элементы. Повторное освящение церкви Марии Египетской произошло 14 апреля 2007 г. Наряду с экспозиционным показом церковь исполняет свое прямое назначение: каждый четверг и в двунадесятые праздники в ней проводятся богослужения. * * * Так же, как и церковь Марии Египетской, храм Михаила Архистратига функционировал до 1930 г. На общем собрании 16 августа 1933 г. было решено использовать здание под хранение зерна.
В «Памятной книге» тарханского крестьянина И.И. Кузнецова, уникального образца личного дневника, который Иван вел всю жизнь, а сыновья продолжили, имеется запись о том, что в 1935 г. с церкви были «сняты два колокола, один 150 пуд, другой 80 пуд». Церковь превратили в амбар...
К середине 1938 г. к ремонту храма Михаила Архистратига еще не приступали. А через год, в июле 1939 г., здание было полностью отремонтировано. Что же касается внутренних преобразований, то все стены и своды закрасили белой краской, сверху донизу, до неизменной в те времена темно-зеленой или темносиней панели, протянутой по всему периметру бывшей церкви. В 1939 г., когда отпала необходимость хранить большое количество зерна, чтобы сдавать государству, в здании были открыты клуб и библиотека. Клуб размещался на «первом этаже». «Второй этаж», образованный настилом под купольным барабаном церкви, заняла библиотека. Сюда поднимались по лестнице через колокольню. В холодном куполе нового клуба, где разместили библиотеку, в стужу находиться было невыносимо, поэтому библиотекарь Аня Шубенина в первую же зиму (1939-1940 гг.) перебралась в сторожку, где была печка, и в купол больше не возвращалась.
Лермонтовский сельский ДК занимал здание тоже недолго. Весной 1947 г., после ходатайства верующих, храм стал действующим. В 1958 г. его снова закрыли. Старинные, времен Лермонтова, богослужебные книги в деревянных, обтянутых кожей переплетах, и часть икон, возможно, ранее находившихся в домовой церкви, погибли. Только незначительную часть церковного имущества сотрудникам музея позже удалось спасти от гибели.
А.Д. Семченко, один из сотрудников музея, однажды ночью тайно вывез сохранившиеся иконы и книги из церкви, привез в фонды музея, отмыл и очистил. Позднее, при научной обработке материалов, оказалось, что спасенным оказался не один раритет. Например, книга «Четьи-Минеи», подаренная церкви первой помещицей Тархан Анной Долгоруковой. Об этом свидетельствует надпись, сделанная орешковыми чернилами на нижних полях левых страниц книги, начиная с титульного листа: «Сия именуемая Минея Септемврий церкви Святого Чудотворца Николая, что в Пензенском уезде вотчине княгини Анны Михайловны Долгоруковой Никольско Яковлевское тож посланная в означенную церковь из дома Ея Сиятельства. А подписана книга сия рукою того ж году служителя Алексея Семенова сына Пономарева июля 10-го дня». Сегодня книга, одна из самых старых тарханских реликвий, отреставрирована и находится в экспозиции церкви Марии Египетской.
В феврале 1962 г. здание передали музею в плачевном состоянии: обшарпанные стены, окна с выбитыми стеклами, на чердаке груды мусора, пыли, грязи, птичьего помета. Работникам музея предстояло проделать огромную работу, чтобы привести храм в порядок.
Во время реставрации 1981-1985 гг. стены с помощью скребков освободили от масляной краски и покрыли известкой, железную кровлю заменили на медную. В соответствии с ранней фотографией памятника 1915 г. видоизменили купол и колокольню. В это же время отремонтировали паперти, отмостки. Удалось заменить наружные карнизы и оконные блоки, настелить новые полы.
С 1969 г. в церкви располагались музейные экспозиции. Но история делает еще один виток. 21 января 1990 г. в селе состоялся сход, на котором было принято решение: «Просить исполком областного Совета народных депутатов оказать содействие в открытии церкви для прихожан в селе Лермонтово».
Приказом Управления культуры Пензенской области «О православных храмах в музее-заповеднике «Тарханы» и музее А.Н. Радищева» от 13 декабря 1991 г. предписывалось: «С учетом особого общегосударственного историко-культурного значения и статуса названных храмов... обеспечить предоставление этих храмов общинам верующих для отправления богослужений и религиозных обрядов и одновременно использование их в качестве объектов музейного назначения». 20 декабря 1991 г. был заключен договор между Пензенским областным управлением культуры и Пензенским епархиальным управлением о порядке совместного использования храма Михаила Архангела Лермонтовским музеем и общиной верующих.
В январе 1992 г. снята размещавшаяся там экспозиция «Лермонтов в памяти поколений», и храм передан для богослужений. В этом же году по просьбе руководства музея было получено благословение Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на проведение заупокойных служб в день гибели М.Ю. Лермонтова (они проходят ежегодно 27 июля).
Исходя из того, что памятник имеет не только культовое, но и историко-литературное значение, церковь оставили на балансе музея. В 2000 г. начались реставрационно-консервационные работы по настенной масляной живописи в церкви Михаила Архистратига, которые выполнялись Межобластным научно-реставрационным художественным управлением (Москва). Художники-реставраторы В.В. Марковин, Ю.Д. Лепехин и М.А. Афанасьев укрепили и восстановили росписи в восточном, северном и западном люнетах (сюжеты «Евхаристия», «Нагорная проповедь» и «Страшный суд»). В 2004-2006 гг. эти работы были продолжены, отреставрированы росписи в центральной части барабана, межоконных проемах, сводах, на стенах основного объема храма с южной, западной, северной сторон и в алтарной части.
В феврале-марте 2018 г. на средства, выделенные благотворительным фондом А. Усманова «Искусство, наука и спорт», художники-реставраторы АО «Межобластное научно-реставрационное художественное управление» Москвы провели реставрацию монументальной живописи и внутренних помещений церкви Михаила Архистратига (этому предшествовали два года подготовки документов). Сначала они восстановили систему воздухообмена: для этого через наружные стены всех помещений нижнего яруса церкви организовали приток воздуха извне посредством установки восьми стеновых приточных клапанов, которые автоматически регулировали подачу воздуха в зависимости от влажности внутри церкви. И только потом приступили к основному плану работ: удалили поверхностные загрязнения живописи и фона, въевшуюся копоть; укрепили отставший от основы грунт стенописи; заделали трещины в грунте живописи; провели дезинфекцию живописного слоя и другие сложные манипуляции.
Каждое десятилетие оставляет свой след в истории наших церквей. За время их существования происходило множество событий – и повседневных, и праздничных, и трагических. Торжественное освящение храмов в первой половине XIX в. и благодарственные молебны сменились эпохой безверия и разорения, использования зданий не по прямому назначению. Затем пришло время упорной работы сотрудников музея по возвращению памятникам архитектуры исторического облика. Тарханские храмы имеют немалое культурно-историческое значение, а также выполняют свои непосредственные функции культовых сооружений.
В 1924 г. музейная комиссия при губернском политпросвете Пензенского отдела народного образования направила своего представителя А.А. Уранова в с. Лермонтово (Тарханы) с целью проверки состояния усадьбы и часовни.
Акт осмотра советского хозяйства
при с. Лермонтове (Тарханы)
Чембарского уезда Пензенской губернии.
[7 июля 1924 г.]
Я, нижеподписавшийся научный сотрудник Пензенских заповедников Уранов А.А., командированный Пензенским губполитпросветом для осмотра советского хозяйства при с. Лермонтове, 7 июля 1924 г. в присутствии заведующего совхозом составил нижеследующий акт. 1. В совхозе имеется двухэтажный деревянный дом, обложенный кирпичом, построенный на месте и по плану сгоревшего в 1911 г. [так в тексте] здания, где жил и родился [так в тексте] М.Ю. Лермонтов. Из разговоров с старожилами выяснилось, что отличие существующего дома от старого, лермонтовского, лишь в пристройке двух деревянных крылец с переднего фасада и в перенесении лестницы, ведущей в мезонин, несколько далее вглубь сравнительно с прежним ее положением. Осмотренный дом пришел в ветхость; почти все комнаты нуждаются в существенном ремонте и некоторые из них недавним осмотром инспекцией труда признаны негодными к жилью – в них разрушены полы, стены закопчены, штукатурка обвалилась. Единственные две комнаты, занятые сейчас заведующим совхозом, недавно им отремонтированы и имеют вполне жилой вид. Почти в каждой комнате сложена печь: в некоторых – русская, в некоторых – маленькая кирпичная с отводной дымовой трубой в основную печь. Облицовка дома также обветшала и общий вид дома облезлый. <...> 5. Рядом с домом стоит церковь, каменная, очень малых размеров, сравнительно недавно облицованная кирпичом. Из предметов, обращающих на себя особенное внимание, отмечу: а) ряд икон, принадлежащих, как мне кажется, кисти хороших мастеров и имеющих еще тот интерес, что самые изображения оригинальны и, поскольку я знаком с православной иконописью, – редкие; назову здесь одну, обратившую мое особое внимание; она изображает Христа в доме Симона Прокаженного, с надписью «Маслом главы моея не помазал еси, сия же миром помазала мне нози»; а) хоругви, сооруженные будто Лермонтовым, но имеющие очень новый вид; они круглые металлические, с дубовыми древками; с) напрестольное Евангелие в зеленом бархатном переплете с остатками серебряных украшений, напечатано в 1805 году; б) вышивки на воздухах и облачениях; е) особенно интересна цилиндрическая часть, вставляемая в подсвечник для того, чтобы выше укрепить свечу; это цилиндры обтянутые материей, сплошь зашитой бисером, – по голубому фону расположены гирлянды цветов; 1) такой же работы диаконская свеча.
В церкви в настоящее время служба не производится. Ключ находится у заведующего совхозом. Чембарским уисполкомом сделано постановление о закрытии церкви.
А. Уранов,
С. Шаров.
Впервые полностью опубликовано: Тарханская усадьба в первые годы советской власти / Публ. Дворжанского А.И., Фролова П.А. // Пензенский временник любителей старины. Вып. 10. 1994. С. 27-30.
Акт осмотра памятника Михаила Юрьевича Лермонтова
Я, нижеподписавшийся научный сотрудник Пензенских заповедников Уранов Алексей Александрович, командированный музейной комиссией при губполитпросвете Пензенского отделения [правильно: отдела] народного образования в с. Тарханы Чембарского у. для осмотра памятника и усадьбы Лермонтова, 7 июля 1924 г. составил в присутствии председателя сельского совета Болотина Кузьмы Павловича и секретаря Гундорина Василия Дмитриевича настоящий акт осмотра памятника Михаила Юрьевича Лермонтова.
Памятник представляет собой часовню, сложенную из кирпича, облицованную кирпичом в 1912 г. (по словам представителя сельсовета). Внутренние размеры ее около 64 кв. арш. Купол округлочетырехгранный, увенчанный снаружи восьмиконечным крестом. Окраска [часовни] масляная, темно-зеленая внизу, несколько светлее по углам и нежно-зеленая по стенам. В том месте, где стена переходит в купол, имеется широкая полоса розовой окраски с надписью: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим в гробех живот даровав»; причем, начало надписи приходится на левый конец восточной, а конец [надписи] – на правый конец северной стены.
Самый купол выкрашен снутри голубой масляной краской с изображенными на ней облаками, центр и верх в восточной части купола заняты радужного цвета сиянием, в котором изображен Господь Саваоф, окруженный ангелами. На западной стороне купола изображены «Архистратиг Михаил и его воинство». На восточной стене часовни – крупная 5x3 арш., икона «Воскресение», писанная масляными красками по полотну; на западной стороне – икона Успения, 10 х 14 верш., на северной – икона святых Марии Египетской и Алексея Человека Божия, на южной – икона святых, имена которых установить не удалось. Три последних иконы одинакового, приблизительно 10 х 14 верш, размера в четырех деревянных рамах, без стекла, писаны масляной краской по полотну.
В центре часовни – самый могильный памятник М.Ю. Лермонтова, в форме усеченной пирамиды из черного мрамора с белой урной, увенчанной крестом наверху; окружен черной металлической решеткой до 1,5 арш. высотой. На памятнике одеты два металлических венка: один, большего] разм[ера], – справа, другой, меньших размеров, повешен на урну. На памятнике сделаны следующие надписи печатными золотыми буквами русского алфавита: на передней стенке - «Михаил [в действительности: Михайло] Юрьевич Лермонтов»; на левой стенке – «Родился 1814[-го] года, 3-го октября»; на правой стенке – «Скончался 1841[-го] г[ода] 15[-го] июля».
Ближе к восточной стене часовни, симметрично относительно надгробного камня поэта, – еще два памятника, меньших размеров, из пестрого мрамора, в форме колонны с кубообразным расширением посередине, увенчанные: левый – урной с крестом, почти такого же цвета, как сам памятник, правый – белой мраморной урной.
На передней стенке левого памятника имеется следующая надпись: «Под камнем сим лежит тело Марии Михайловны Лермонтовой [в действительности: Марьи Михайловны Лермантовой], урожен. [в действительности: урожденной] Арсеньевой, скончавш[ейся] 1817[-го] года февраля 24-го в субботу [в действительности: в суботу]. Житие ее было 21 год 11 мес[ецев] и 7 дней». Гравировано печатными буквами русского алфавита.
На памятнике справа обнаружены следующие надписи: спереди – «Скончался 1810[-го] года 2-го января»; справа – «Михайло Васильевич Арсеньев»; слева – «Родился 1768[-го] года, 8-го ноября. Сзади белая мраморная доска, на каковой сделаны остальные надписи на этом памятнике, отсутствует, сохранилось углубление для нее с 4-мя пробоинами, заполненными деревянными пробками.
Перед надгробным камнем поэта находится тумба, сложенная из кирпича, размером 1x1x1 1/4 арш.; покрыта оливковой пеленой из потертого бархата, на которой имеется вышивка в виде серебряной каймы – гирлянда из листьев. Крест посередине сорван. Размер пелены 1x1 арш.
Штукатурка в нижних частях стен облупилась в 3-х местах, общим протяжением аршин на 10 и высотой до 2-х арш., кроме того, местами обвалилась масляная краска со стен и образовала крупные белые пятна.
Окно с северной стороны цело, с южной – выбито 3 звена в наружней, 1 – во внутренней раме.
Желтая деревянная двустворчатая дверь почти совершенно разрушена, целых звеньев осталось только 1 большое и 2 малых, рама пришла в ветхость. Замка нет, пол не подметен.
На памятнике Лермонтова – два венка из засохших цветов и несколько пучков их.
Надгробная доска белого мрамора с надписью: «Елизавета Алексеевна Арсеньева, рожденная Столыпина. Скончалась 16[-го] ноября 1845[-го] года 85-ти лет», сделанной выпуклыми буквами, сорвана на пасхальной неделе 1924 года и хранится сейчас в сторожке местной церкви (рядом с часовней). Как удалось установить, доска сорвана неизвестными лицами из желания найти ход под ней в самый склеп. Шурупы, которыми была прибита доска, не сохранились.
А. Уранов.
Представители сельсовета: Председатель сельсовета с. Лермонтово (Тарханы) Болотин Секретарь сельсовета Гундорин
Впервые полностью опубликовано: Тарханская усадьба в первые годы советской власти / Публ. Дворжанского А.И., Фролова П.А. // Пензенский временник любителей старины. Вып. 10. 1994. С. 27-30.