В музее-заповеднике «Тарханы» нашим временем считают первую половину XIX века, когда жил Михаил Юрьевич Лермонтов, а год исчисляют от одного Лермонтовского праздника до другого, то есть, от июля до июля. О музее в последний такой период рассказывает ученый секретарь Юлия Печникова.
***
Год минувший прошел под знаком двух больших дат – 205-летия со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова и 80-летия создания музея.
Это не значит, что мы только праздновали. Музей-заповедник живет по плану, в том числе больших хозяйственных работ. Но сегодня мы поговорим о культурно-просветительской составляющей этого плана, которая и является главным направлением деятельности музея-заповедника.
Это не значит, что мы только праздновали. Музей-заповедник живет по плану, в том числе больших хозяйственных работ. Но сегодня мы поговорим о культурно-просветительской составляющей этого плана, которая и является главным направлением деятельности музея-заповедника.
***
С начала года мы публиковали на сайте историю создания Лермонтовского музея; проводили конкурсы: виртуальную викторину, посвященную 180-летию создания поэмы «Мцыри», фотоконкурс «Мои Тарханы» и другие. Участие в них молодежи подтверждает: интерес и любовь к Лермонтову не иссякают! Как не иссякает и настоящее паломничество в музей-заповедник.
Чаша Зеленого театра в 2019 году не смогла вместить всех посетителей, и людская река разлилась широко по ее краям. Зрелище для нас привычное, но оттого не менее волнующее. Более 20 тысяч гостей, как правило, приезжают в этот день в «Тарханы».
В творчестве Лермонтова есть удивительное, магическое свойство – в нем можно найти отклик на любое современное событие, на любую обстановку в стране и в мире! Темой прошлого неспокойного года мы выбрали «Лермонтов-воин» – не для того, чтобы говорить о войне, а чтобы говорить словами Лермонтова о мире, о гармонии, красоте, о том, что «под небом места много всем».
На соискание Лермонтовской премии были выдвинуты работы 18 авторов из Москвы, Самары, Нижнего Новгорода, Тулы, Хакасии, Татарстана, Мордовии, Пензы. Среди писателей ее лауреатом стал Дмитрий Дарин (г. Москва) – за сборник прозы «Синдром бабочки». За поэтические сборники «Голос, зовущий домой» премией награжден пензенский поэт Вячеслав Филонов.
Чаша Зеленого театра в 2019 году не смогла вместить всех посетителей, и людская река разлилась широко по ее краям. Зрелище для нас привычное, но оттого не менее волнующее. Более 20 тысяч гостей, как правило, приезжают в этот день в «Тарханы».
В творчестве Лермонтова есть удивительное, магическое свойство – в нем можно найти отклик на любое современное событие, на любую обстановку в стране и в мире! Темой прошлого неспокойного года мы выбрали «Лермонтов-воин» – не для того, чтобы говорить о войне, а чтобы говорить словами Лермонтова о мире, о гармонии, красоте, о том, что «под небом места много всем».
На соискание Лермонтовской премии были выдвинуты работы 18 авторов из Москвы, Самары, Нижнего Новгорода, Тулы, Хакасии, Татарстана, Мордовии, Пензы. Среди писателей ее лауреатом стал Дмитрий Дарин (г. Москва) – за сборник прозы «Синдром бабочки». За поэтические сборники «Голос, зовущий домой» премией награжден пензенский поэт Вячеслав Филонов.
***
Непосредственно в день рождения музея – 30 июля – мы открыли выставку «Тарханы в XXI веке» в Московском доме национальностей, представив историю заповедника, этапы его развития и становления.
Основные торжества по случаю юбилея музея и 205-летия со дня рождения М.Ю. Лермонтова состоялись в октябре в Пензе, в областной филармонии. Для коллектива музея это был и огромный праздник, и огромный труд, и, вообще, нечто новое в работе. Подобного масштаба мероприятия всегда проходили на нашей территории, а тут нам предстояло выйти на большую сцену в большом городе. Мы готовились к этому очень серьезно, решив показать не только бессмертное творчество великого Лермонтова, но и творческий потенциал коллектива, который хранит и бережет его живую память.
Короткую виртуальную экскурсию по усадьбе мы не случайно открыли словами Ираклия Андроникова: «Удивительное чувство охватывает вас при въезде в Тарханы. Входишь в часовню. Спускаешься в склеп к гробу Лермонтова и с горечью понимаешь: убит. Входишь в усадьбу – жив! Жив в своей гениальной поэзии, жив в нашей памяти, в своем бесконечном бессмертии».
Как воплотить эту идею на сцене? Мы решили в стихах, танцах, песнях воплотить мир творчества и жизни Михаила Юрьевича. Главными исполнителями всех номеров были сотрудники музея-заповедника, хотя немного им помогали и профессиональные артисты филармонии, драматического театра. В таком сотрудничестве тоже был новый, интересный опыт. Нам удалось собрать единую программу, раскрывающую мир Лермонтова не только словами, но и сценическим действом.
Судя по откликам, Праздник получился.
Основные торжества по случаю юбилея музея и 205-летия со дня рождения М.Ю. Лермонтова состоялись в октябре в Пензе, в областной филармонии. Для коллектива музея это был и огромный праздник, и огромный труд, и, вообще, нечто новое в работе. Подобного масштаба мероприятия всегда проходили на нашей территории, а тут нам предстояло выйти на большую сцену в большом городе. Мы готовились к этому очень серьезно, решив показать не только бессмертное творчество великого Лермонтова, но и творческий потенциал коллектива, который хранит и бережет его живую память.
Короткую виртуальную экскурсию по усадьбе мы не случайно открыли словами Ираклия Андроникова: «Удивительное чувство охватывает вас при въезде в Тарханы. Входишь в часовню. Спускаешься в склеп к гробу Лермонтова и с горечью понимаешь: убит. Входишь в усадьбу – жив! Жив в своей гениальной поэзии, жив в нашей памяти, в своем бесконечном бессмертии».
Как воплотить эту идею на сцене? Мы решили в стихах, танцах, песнях воплотить мир творчества и жизни Михаила Юрьевича. Главными исполнителями всех номеров были сотрудники музея-заповедника, хотя немного им помогали и профессиональные артисты филармонии, драматического театра. В таком сотрудничестве тоже был новый, интересный опыт. Нам удалось собрать единую программу, раскрывающую мир Лермонтова не только словами, но и сценическим действом.
Судя по откликам, Праздник получился.
***
Параллельно шла выставочная работа, можно смело сказать, без границ, потому что она выходила за пределы России. Китай, Греция, Азербайджан, Армения – в этих странах побывали наши сотрудники с выставками, лекциями, мастерклассами.
На Кавказе их встречали как родных. Знакомство Лермонтова с культурой и языком местных народов сыграло огромную роль в его жизни и творчестве. Но и он прославил эти места и народы. Потому так чтут его на Кавказе, считают своим национальным героем.
– Ни один иностранец не любит Лермонтова так, как любят его китайцы, – так сказал вице-президент Китайской Ассоциации преподавателей русского языка и литературы, декан педагогического университета города Пекина, профессор Суй Жань на вечере, приуроченном к празднованию 205-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова в Российском культурном центре Пекина.
Лермонтов – самый исследуемый и переводимый иностранный поэт в Китае. Изучение его творческого наследия началось одновременно с переводами произведений более ста лет назад. На китайский язык переведены все произведения поэта, многие – десятки раз. Музей-заповедник «Тарханы» представил китайским почитателям творчества М.Ю. Лермонтова еще одно из ярких дарований русского гения – его живописные и графические работы.
Если же говорить о городах России, в которых прошли тарханские выставки, посвященные разным аспектам творчества Лермонтова и деятельности музея, то это Елабуга, Ульяновск, Пенза, Москва и другие.
На Кавказе их встречали как родных. Знакомство Лермонтова с культурой и языком местных народов сыграло огромную роль в его жизни и творчестве. Но и он прославил эти места и народы. Потому так чтут его на Кавказе, считают своим национальным героем.
– Ни один иностранец не любит Лермонтова так, как любят его китайцы, – так сказал вице-президент Китайской Ассоциации преподавателей русского языка и литературы, декан педагогического университета города Пекина, профессор Суй Жань на вечере, приуроченном к празднованию 205-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова в Российском культурном центре Пекина.
Лермонтов – самый исследуемый и переводимый иностранный поэт в Китае. Изучение его творческого наследия началось одновременно с переводами произведений более ста лет назад. На китайский язык переведены все произведения поэта, многие – десятки раз. Музей-заповедник «Тарханы» представил китайским почитателям творчества М.Ю. Лермонтова еще одно из ярких дарований русского гения – его живописные и графические работы.
Если же говорить о городах России, в которых прошли тарханские выставки, посвященные разным аспектам творчества Лермонтова и деятельности музея, то это Елабуга, Ульяновск, Пенза, Москва и другие.
***
Порадовали мы новыми выставками и посетителей «Тархан». Музей с первых дней своего существования был не только литературным. М.Д. Беляев, один из его создателей, писал: «Благодаря подбору подлинного материала эпохи, Лермонтовский музей, помимо историко-литературного значения, является и бытовым памятником, так как наглядно знакомит посетителей с предметами материальной культуры конца XVIII – первой половины XIX веков». Этой традиции музей следовал всегда и сохраняет ее сейчас.
Как известно, экспонаты хранят настроение ушедшей эпохи, позволяют воссоздать обстановку, в которой жил и творил М.Ю. Лермонтов, дают возможность рассказать о поэте и его времени живо и достоверно.
Экспозиция «Под звон тарелок и ножей» знакомит с коллекцией посуды конца XVIII – начала XIX веков. Среди экспонатов – редкие фарфоровые и фаянсовые изделия русских и иностранных казенных и частных фарфоровых заводов с мировым именем: Императорского, Ф.Д. Гарднера, А.Г. Попова, Ф.С. Батенина, Мейсена, А.Т. Сафронова. Эта часть коллекции экспонируется впервые.
Часть выставок создана совместно с другими музеями России.
7 июня состоялось открытие фотовыставки «Кабинет и мир писателя». Это межмузейный проект, осуществляемый под эгидой Ассоциации литературных музеев Союза музеев России, куратором которого является государственный музей-заповедник М.А. Шолохова.
Выставка посвящена тому сокровенному месту, где рождались великие строки кабинетам, которые являлись поистине творческими мастерскими. «Один только кабинет иногда может разоблачить домашние тайны, но кабинет так же непроницаем для посторонних посетителей, как сердце», – писал М.Ю. Лермонтов.
Кабинет поэта в имении его бабушки не был исключением. О том, что там хорошо работалось Михаилу Юрьевичу, говорит тот факт, что его последнее пребывание в Тарханах зимою 1836 года стало необычайно плодовитым творческим периодом. Если у Пушкина была Болдинская осень, то у Лермонтова, можно сказать, – Тарханская зима.
Грядущий в июле 2020 года Лермонтовский праздник будет посвящен теме Победы в Великой Отечественной войне. В первый год войны возникла традиция посещения музея новобранцами перед отправкой на фронт.
Лермонтов был патриотом своей Родины. Но не только в поэтическом творчестве – будучи офицером, храбро и мужественно сражался на Кавказе, снискав всеобщее уважение.
Бойцы воинских частей, формировавшихся в Пензе, приезжали перед отправкой на фронт в Тарханы, чтобы поклониться праху великого поэта и воина.
Из книги записей: «Спи спокойно, великий поэт. Страну, воспетую тобой, отстоим мы в кровавых боях с немецкофашистскими оккупантами. 9/VI – 1943 г. Лейтенант Шмаков А.З.»; «Перед отъездом на фронт мы клянемся, что будем такими же ярыми защитниками своей священной Родины, как наш земляк М.Ю. Лермонтов. 13/III – 1943 г. Лейтенанты Фролов, Кузьмин».
Как известно, экспонаты хранят настроение ушедшей эпохи, позволяют воссоздать обстановку, в которой жил и творил М.Ю. Лермонтов, дают возможность рассказать о поэте и его времени живо и достоверно.
Экспозиция «Под звон тарелок и ножей» знакомит с коллекцией посуды конца XVIII – начала XIX веков. Среди экспонатов – редкие фарфоровые и фаянсовые изделия русских и иностранных казенных и частных фарфоровых заводов с мировым именем: Императорского, Ф.Д. Гарднера, А.Г. Попова, Ф.С. Батенина, Мейсена, А.Т. Сафронова. Эта часть коллекции экспонируется впервые.
Часть выставок создана совместно с другими музеями России.
7 июня состоялось открытие фотовыставки «Кабинет и мир писателя». Это межмузейный проект, осуществляемый под эгидой Ассоциации литературных музеев Союза музеев России, куратором которого является государственный музей-заповедник М.А. Шолохова.
Выставка посвящена тому сокровенному месту, где рождались великие строки кабинетам, которые являлись поистине творческими мастерскими. «Один только кабинет иногда может разоблачить домашние тайны, но кабинет так же непроницаем для посторонних посетителей, как сердце», – писал М.Ю. Лермонтов.
Кабинет поэта в имении его бабушки не был исключением. О том, что там хорошо работалось Михаилу Юрьевичу, говорит тот факт, что его последнее пребывание в Тарханах зимою 1836 года стало необычайно плодовитым творческим периодом. Если у Пушкина была Болдинская осень, то у Лермонтова, можно сказать, – Тарханская зима.
Грядущий в июле 2020 года Лермонтовский праздник будет посвящен теме Победы в Великой Отечественной войне. В первый год войны возникла традиция посещения музея новобранцами перед отправкой на фронт.
Лермонтов был патриотом своей Родины. Но не только в поэтическом творчестве – будучи офицером, храбро и мужественно сражался на Кавказе, снискав всеобщее уважение.
Бойцы воинских частей, формировавшихся в Пензе, приезжали перед отправкой на фронт в Тарханы, чтобы поклониться праху великого поэта и воина.
Из книги записей: «Спи спокойно, великий поэт. Страну, воспетую тобой, отстоим мы в кровавых боях с немецкофашистскими оккупантами. 9/VI – 1943 г. Лейтенант Шмаков А.З.»; «Перед отъездом на фронт мы клянемся, что будем такими же ярыми защитниками своей священной Родины, как наш земляк М.Ю. Лермонтов. 13/III – 1943 г. Лейтенанты Фролов, Кузьмин».
Подготовила Валентина Леонидова