О таланте талантливо
Все это выглядело живописно, но загадочно. Замысел раскрылся, когда началось действо, посвященное 205-летию со дня рождения Лермонтова и 80-летию основания музея.
В короткой виртуальной экскурсии по усадьбе прозвучали слова Ираклия Андроникова: «Удивительное чувство охватывает вас при въезде в Тарханы. Входишь в часовню. Спускаешься в склеп к гробу Лермонтова и с горечью понимаешь: убит. Входишь в усадьбу – жив! Жив в своей гениальной поэзии, жив в нашей памяти, в своем бесконечном бессмертии».
На усадьбе, действительно, все живет, работает, все согрето теплом и заботой сотрудников (их в музее – 160). Как нельзя лучше подходит к ситуации мудрое изречение: «Память – это не собирание пепла, а разжигание огня».
А вот как это показать на выезде, в зале филармонии областного центра, где наметили провести праздник? Тарханские хранители придумали: через творчество сотрудников отразить духовный, ментальный мир Михаила Юрьевича Лермонтова.
В первую очередь это тарханский фольклор: те песни, которые любил слушать поэт, пляски, на которые готов был «смотреть до полночи». В музее-заповеднике есть фольклорный коллектив, и его участники виртуозно исполнили старинную песню.
Были и пляски мужиков «с гиканьем и свистом», как писал поэт в стихотворении «Родина».
Когда приезжаешь в «Тарханы», то видишь в основном женщин – они проводят экскурсии, встречают и провожают гостей. А тут на сцену вместе с дамами выходили кавалеры. И опять загадки нет: в «Тарханах» танцуют все – от дворника до научного работника и директора.
«В 26 лет, в очень юном возрасте, Лермонтов сделал столько, что его творчество освещает жизненный путь и сегодняшнему поколению и будет освещать нашим потомкам еще многие столетия».
Иван Белозерцев |
На усадьбе, действительно, все живет, работает, все согрето теплом и заботой сотрудников (их в музее – 160). Как нельзя лучше подходит к ситуации мудрое изречение: «Память – это не собирание пепла, а разжигание огня».
А вот как это показать на выезде, в зале филармонии областного центра, где наметили провести праздник? Тарханские хранители придумали: через творчество сотрудников отразить духовный, ментальный мир Михаила Юрьевича Лермонтова.
В первую очередь это тарханский фольклор: те песни, которые любил слушать поэт, пляски, на которые готов был «смотреть до полночи». В музее-заповеднике есть фольклорный коллектив, и его участники виртуозно исполнили старинную песню.
Были и пляски мужиков «с гиканьем и свистом», как писал поэт в стихотворении «Родина».
Танцуют все!
Много лет каждую неделю здесь проводит репетиции и ставит бальные танцы пензенский хореограф Наталья Кинге. Дворянский бал – одна из составляющих экскурсии, правда, по заказу. На празднике в филармонии был исполнен полонез. А вообще в активе – более десяти танцев.
Среди мужчин выделялся ростом и статью Николай Лисюткин, как потом выяснилось, программист. И если бы не он, я бы никогда не догадалась, что шотландский танец тоже творчество сотрудников музея! Как мужчины ловко танцевали в клетчатых килтах и белых хосах! Девушки – им под стать. Этот танец был данью стране, из которой происходит род Лермонтовых.
Когда на сцену вышли кавказские девушки, одна к одной, на высоких деревянных клепатинах и с трещотками в руках, отбивающих такт, думаю, мало кто понял, что это опять же сотрудники «Тархан», а не профессиональный коллектив. Я там часто бываю и то засомневалась, пока не начала узнавать в гордых «черкешенках» знакомых: Юля Печникова – ученый секретарь, Лена Саргаева – программист компьютерного отдела, Люба Медведева – инспектор отдела кадров, Наталья Илюшина – экскурсовод...
А как здорово был исполнен еврейский танец. Тут уж я стала получше ориентироваться и поймала задорные и немножко лукавые улыбки садовода Сергея Герасина, начальника службы снабжения Ивана Сухова.
Среди мужчин выделялся ростом и статью Николай Лисюткин, как потом выяснилось, программист. И если бы не он, я бы никогда не догадалась, что шотландский танец тоже творчество сотрудников музея! Как мужчины ловко танцевали в клетчатых килтах и белых хосах! Девушки – им под стать. Этот танец был данью стране, из которой происходит род Лермонтовых.
Когда на сцену вышли кавказские девушки, одна к одной, на высоких деревянных клепатинах и с трещотками в руках, отбивающих такт, думаю, мало кто понял, что это опять же сотрудники «Тархан», а не профессиональный коллектив. Я там часто бываю и то засомневалась, пока не начала узнавать в гордых «черкешенках» знакомых: Юля Печникова – ученый секретарь, Лена Саргаева – программист компьютерного отдела, Люба Медведева – инспектор отдела кадров, Наталья Илюшина – экскурсовод...
А как здорово был исполнен еврейский танец. Тут уж я стала получше ориентироваться и поймала задорные и немножко лукавые улыбки садовода Сергея Герасина, начальника службы снабжения Ивана Сухова.
Делю с вами поровну
После торжества и концерта я спросила директора музея-заповедника Тамару Михайловну Мельникову: как возможно было все это сделать? Она невозмутимо ответила:
– Все это у нас было и есть. Просто мы собрали единую программу, чтобы показать мир Лермонтова не только словами, но и действиями. Фольклорные номера, еврейский танец, кавказский, цыганская песня, – все это связано с Лермонтовым, он писал об этих народах, они составляли круг его интересов. Одновременно зрители увидели, что могут наши сотрудники помимо чисто профессиональной деятельности, какими творческими талантами обладают и как используют их для просветительских целей. В тот вечер Тамара Михайловна несколько раз поднималась на сцену. Она принимала поздравления от губернатора Ивана Белозерцева и заместителя председателя Законодательного собрания Владимира Полукарова, от музейщиков из Татарстана и Ростова, от ассоциации «Лермонтовское наследие», от пензенских коллег.
Много хорошего говорили о музее-заповеднике «Тарханы», называли его жемчужиной культурной России, зерном вечности и, конечно, отмечали выдающуюся роль директора во всех достижениях. Сама же Тамара Михайловна, обращаясь с благодарностью к своим сотрудникам, сказала:
- Все, что сегодня говорили, делю с вами поровну.
– Все это у нас было и есть. Просто мы собрали единую программу, чтобы показать мир Лермонтова не только словами, но и действиями. Фольклорные номера, еврейский танец, кавказский, цыганская песня, – все это связано с Лермонтовым, он писал об этих народах, они составляли круг его интересов. Одновременно зрители увидели, что могут наши сотрудники помимо чисто профессиональной деятельности, какими творческими талантами обладают и как используют их для просветительских целей. В тот вечер Тамара Михайловна несколько раз поднималась на сцену. Она принимала поздравления от губернатора Ивана Белозерцева и заместителя председателя Законодательного собрания Владимира Полукарова, от музейщиков из Татарстана и Ростова, от ассоциации «Лермонтовское наследие», от пензенских коллег.
Много хорошего говорили о музее-заповеднике «Тарханы», называли его жемчужиной культурной России, зерном вечности и, конечно, отмечали выдающуюся роль директора во всех достижениях. Сама же Тамара Михайловна, обращаясь с благодарностью к своим сотрудникам, сказала:
- Все, что сегодня говорили, делю с вами поровну.
О тех, кто помогает
Вспомнила Тамара Михайловна и тех людей, которые в разное время помогали и помогают музею: Алексея Власова, Георга Мясникова, Федора Дубинчука, Рэма Вяхирева, Евгения Попова, Алишера Усманова.
Представителей нынешней власти она поблагодарила за поддержку и создание комфортных условий для существования музеев.
А наш губернатор, кстати, был на празднике не только как важный гость, но и как участник творческой программы – он прочитал стихотворение Андрея Дементьева о бабушке Михаила Лермонтова.
В программе участвовали коллективы и солисты филармонии, артисты Пензенского театра драмы, что, кстати, поднимало уровень ответственности музейщиков. Но они справились. Это был первый такой опыт и весьма удачный – разжигая огонь памяти о великом поэте, они и просто зажгли!
Представителей нынешней власти она поблагодарила за поддержку и создание комфортных условий для существования музеев.
А наш губернатор, кстати, был на празднике не только как важный гость, но и как участник творческой программы – он прочитал стихотворение Андрея Дементьева о бабушке Михаила Лермонтова.
В программе участвовали коллективы и солисты филармонии, артисты Пензенского театра драмы, что, кстати, поднимало уровень ответственности музейщиков. Но они справились. Это был первый такой опыт и весьма удачный – разжигая огонь памяти о великом поэте, они и просто зажгли!
Светлана Февралева, фото Владимира Гришина.