Версия для слабовидящих
Logo
Май 2023. Автор - Семенов А.

О проекте

Тысячи почитателей гения Лермонтова ежегодно приезжают в «Тарханы» поклониться памяти поэта. С размещением представительства музея в сети Интернет возможность познакомиться с музеем, появится у еще большего количества людей.
Меню
  • Музей
  • События
  • М.Ю. Лермонтов
  • Фонды
  • Издания, публикации
  • Услуги
  • Премии и конкурсы
  • Пушкинская карта
  • Медиа
  • Доступная среда
  • Схема проезда
Купить билет
Оценить работу музея-заповедника «Тарханы»

Всероссийский Лермонтовский праздник

  • Главная
  • ›
  • Публикации
  • ›
  • Публикации
  • ›
  • 2019 год
  • ›
  • История создания музея-заповедника «Тарханы»

История создания музея-заповедника «Тарханы»


 

T.M. Мельникова

Аннотация:

история создания ныне широко известного России Лермонтовского музея-заповедника «Тарханы» очень сложна и характерна для многих других провинциальных музеев нашей страны. Из разрушенных временем, войнами, прочими катастрофами – постепенно возрождались имения, усадьбы, те гнезда, из которых вылетели великие деятели нашей культуры, науки. Эти памятники архитектуры, природы, удивительные творения превращались в знаковые места; собиралось по частичкам то великое, что было разбито, разбросано, рассеяно и, казалось, уничтожено и что являлось и является символом российской культуры. Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы» как раз пример того, как все это происходило, как народ по крупицам восстанавливал то великое, что им создавалось веками.

Скачать документ ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА «ТАРХАНЫ». HISTORY OF CREATION OF TARKHANY MUSEUM-RESERVE

История создания музея-заповедника «Тарханы»

(Литературные музеи в контексте истории и культуры. Всероссийская научная конференция под эгидой Ассоциации литературных музеев Союза музеев России. 2 - 3 июня 2018 г.: сборник статей / ГМИРЛИ им. В.И. Даля; отв. ред. Д.П. Бак. – Москва: Литературный музей, 2019.)

Село Тарханы (бывшее Никольское, Яковлевское) находится в Чембарском уезде Пензенской губернии (ныне с. Лермонтово Белинского района Пензенской области); здесь прошли детские годы М.Ю. Лермонтова (14 лет), здесь же он и похоронен.
   Михаил Васильевич и Елизавета Алексеевна Арсеньевы, дед и бабушка поэта, купили Тарханы 13 ноября 1794 г. у И.А. Нарышкина. В имении было 4081 десятин земли. На восточной окраине находились дубовые рощи, где брала начало небольшая речка Милорайка. По ее руслу были устроены пруды, окружавшие усадьбу с трех сторон, – Большой (перегороженный плотиной), Средний и Верхний, или Барский. На восточном берегу Милорайки расположились два сада – Средний и Дальний с декоративными участками, на западном берегу – Круглый, соединенный липовой аллеей с дубовой рощей. Был построен большой барский дом. В 1817 г., после смерти М.М. Лермонтовой, 22-летней матери М.Ю. Лермонтова, Е.А. Арсеньева продала на слом старый дом, а на его месте в 1820 г. возвела небольшую, в стиле ампир, каменную церковь Марии Египетской в память о дочери. Для себя же с внуком поставила в саду одноэтажный деревянный дом с мезонином, обшитый тесом, с профилированными карнизами, балконами, незамысловатыми наличниками и крылечками с северным и южным входами. В доме прошла первая половина жизни М.Ю. Лермонтова, сюда же он приезжал в отпуск в 1836 г. В 1840 г. на деньги сельчан и помещицы в селе построена была церковь в честь Михаила Архистратига. После гибели Лермонтова по ходатайству бабушки гроб с телом поэта был перевезен из Пятигорска в Тарханы и вторично погребен 23 апреля 1842 г. в свинцовом гробу, рядом с дедом и матерью. В том же году над захоронениями близких (мужа, дочери, внука) Е.А. Арсеньева возвела часовню. Так сформировалась основа сегодняшнего музейного ансамбля.
   После смерти Е.А. Арсеньевой имение перешло к ее младшему брату, А.А. Столыпину. Никто из помещиков в Тарханах не жил, дела вели управляющие. Безучастное отношение владельцев поместья к памяти поэта, частая смена управляющих отразились на состоянии усадьбы. В 1867 г. управляющий Горчаков снял с дома для продажи мезонин (потом мезонин был снова поставлен на место). В 1908 г., в ночь с 13 на 14 июня, дом сгорел. В 1909 г. на старом фундаменте частично из сохранившегося материала дом был восстановлен, сохранив внешний вид и планировку прежнего.
   Первое изображение тарханской усадьбы относится к 1842 г. Неизвестный художник запечатлел с натуры церковь Марии Египетской и барский дом, утопающие в парковой зелени.
   Паломничество поклонников М.Ю. Лермонтова в Тарханы началось сразу же после его смерти. Так позволяют полагать редкие дошедшие до нас сведения, которые встречаем в печати. В 1853 г. в журнале «Пантеон» напечатано письмо одного пензенского жителя: «Село Тарханы в последние годы приобрело известность, и часто бывает украшена свежими цветами гробница поэта. Грустно на его безвременной могиле, но отрадно внимание, которое оказывают его памяти и высокому дарованию» [1, с. 131].
В 1859 г. Тарханы навестил прапорщик стрелкового батальона, стоявшего в Чембаре, И.Н. Захарьин (Якунин): «Это было летом... Я как-то познакомился в Чембаре с молодым помещиком Кашинским, имение которого было вблизи Тархан, и мы решили ехать на могилу Лермонтова». Приятели осмотрели господский дом, в котором «никто в то время не жил, но порядок и чистота в доме были образцовые». Роль экскурсовода этих посетителей взял на себя «тот самый дворовый человек..., бывший с Лермонтовым на Кавказе. Он, узнав о цели нашего посещения, стал водить нас по дому и рассказывать о прошлом. Затем он повел нас наверх, в мезонин, в те именно комнаты, в которых всегда жил, находясь в Тарханах, Лермонтов. Там, как и в доме, все сохранилось в том виде и порядке, которые были во времена гениального жильца этих комнат». После осмотра усадьбы приятели отправились к могиле «величайшего поэтического гения», которая находилась неподалеку от сельской церкви, в большой каменной часовне [2, с. 12 - 15].
   В 1867 г. пензенский врач и журналист Н.В. Прозин в очерке «Памяти великого поэта» о своей поездке сюда же уведомлял читателей «Пензенских губернских ведомостей»: «Благодаря любезности и просвещенному вниманию управляющего П.Н. Журавлева, я мог видеть весь дом, где жила бабушка поэта. Прямо из гостиной, оклеенной старинными темно-голубого цвета обоями с золотыми звездочками, с невысокого балкона мы спустились в сад. Длинная, тенистая аллея из столиственных роз вела куда–то далеко вниз. Мы медленно шли по ней, упиваясь ароматом цветов...» [3, с. 3].
   О первой книге отзывов на могиле М.Ю. Лермонтова сообщается в 1891 г., а с 1914 г. книги отзывов ведутся ежегодно, они сохранились до нашего времени.
   В 1880–1881 гг. в Тарханы приехал П.П. Висковатов, который написал первую биографию поэта, используя свидетельства тогда еще живых современников поэта. Кроме подробного описания жизни М.Ю. Лермонтова в Тарханах, П.П. Висковатов сделал рисунки дома с востока и запада, набросал общий вид на пруд и село из комнат М.Ю. Лермонтова, составил план нижнего этажа дома, с указанием расположения всех комнат, окон и дверей. Документальные свидетельства П.П. Висковатого о барском доме относятся к самым ценным тарханским материалам, потому что в них запечатлены многие черты этого здания, сохранившиеся с лермонтовских лет. Барский дом (наравне с часовней) стал первым объектом, с чего началось восстановление усадьбы и создание музея.
   В 1912 г. пензенская городская дума приняла решение объявить всероссийскую подписку по сбору средств для сооружения аудитории и музея М.Ю. Лермонтова в Пензе. Приближалась 100-летняя годовщина со дня рождения поэта. Лермонтовское движение активизировалось во всех слоях общества. Тогдашняя хозяйка Тархан М.В. Каткова капитально отремонтировала часовню и церковь Марии Египетской: произвела вычинку (замену) кирпича с внешней стороны всех стен (что и зафиксировано на фотографиях, сделанных в 1915 г. В. Барановым и в 1918 г. Г. Смагиным), облицевала кирпичом дом.
   Первым официальным актом, согласно которому культурные ценности России переходили из частной собственности в государственную, считается декрет А. Луначарского, председателя Совнаркома Российской Социалистической Федеративной Советской Республики от 5 октября 1918 г. По нему все памятники старины объявлялись народным достоянием. Тарханские культурные ценности, связанные с именем М.Ю. Лермонтова, попадали под этот указ. Уже 6 октября того же года Чембарский исполком объявил усадьбу Тарханы достоянием советского государства, т.е. собственностью местной сельской власти. Представить, что и в каком состоянии получил сельский совет, помогает опись строений тарханской усадьбы, составленная в 1916 г. (см. приложение 1 к данной статье).
   Село Тарханы избежало безрассудного разгула и бессмысленного уничтожения дворовых усадьб в 1917–1918 гг. Собравшись на общем сходе, крестьяне села постановили: «Дом, сад и экономические постройки оставить нетронутыми из чувства глубокой любви к родному поэту М.Ю. Лермонтову, имя которого далеко гремит не только на Руси Матушке, но и за границей...» [4, с. 225]. Тогда же, в марте 1917 г., село было переименовано в Лермонтово.
   В 1924 г. музейная комиссия при губернском политпросвете Пензенского отдела народного образования направила своего представителя А.А. Уранова в Лермонтово с целью проверки состояния усадьбы и часовни. Во что в короткий срок превратилась прежняя экономически крепкая и благоустроенная тарханская усадьба, видно из акта осмотра имущества совхоза, в «пользовании» которого она находилась. Документ содержит серьезный материал для реставрационных работ (см. приложения 2, 3 к данной статье). Как бы не были грустны акты, они стали серьезным основанием для восстановления лермонтовского гнезда. Усадьба Лермонтовского совхоза вошла в список памятников искусства старины, взятых на учет Пензенской музейной комиссией (№ 83 от 23.07.1924 г.). Его послали на утверждение в Главнауку Наркомпроса, без ведома и согласия которой не могло быть что-либо изменено или изъято из находящегося на территории усадьбы. 13 ноября 1924 г. это обращение утвердили. Отдел музеев Главнауки сообщал, что усадьба Лермонтова при селе Тарханы Чембарского уезда Пензенской губернии с церковью и часовней ввиду их исторического значения согласно «декрету от 5/Х - 1918 и 7/1 - 24» взяты на учет и под охрану отдела музеев с возложением ответственности за их порчу или разрушение, на учреждения и частных лиц, занимавших усадьбу. Но передача усадьбы с принадлежащими ей землями и часовни в иное ведомство затянулось на годы.
   Реальные шаги по организации музея были предприняты только через 10 лет. В 1934 г. Президиум Средневолжского крайисполкома, куда в те годы относилась Пензенская область, объявил заповедными местами следующие объекты: в центре села Лермонтова площадь, обнесенную изгородью, находящиеся на площади церковь Михаила Архангела и часовню–могилу; пруды (Большой, Средний, Верхний); полуостров, образуемый прудами, с находящимися на нем домом–музеем, церковью Марии Египетской и парком; холм, расположенный напротив Среднего пруда (старинная траншея – место детских игр Лермонтова); сады (Круглый, Средний и Дальний); местечко Дубки под Чембаром; сад и парк при деревне Апалиха и 20 га полевой земли, прилегающей к саду и парку.
   В 1935 г. принято постановление Совнаркома СССР о создании музеев М.Ю. Лермонтова и В.Е Белинского с выделением на эти цели бюджетных средств в 1936 г. Эти решения Куйбышевского крайисполкома носили строго практический характер. Работы по организации музея в Тарханах начались при прямом участии заместителя наркома просвещения Н.К. Крупской. Всеми работами на месте руководил энтузиаст культуры из г. Чембара А.И. Храмов, назначенный приказом Чембарского РОНО от 22 июля 1936 г. Это был удивительно обаятельный человек. Скромный, застенчивый, он всем, знавшим его, внушал глубокое чувство уважения. Художник душой, он имел исключительное чувство понимать красоту, ценить ее и любить, но главное – Храмов был настоящим музейщиком, он жил музеем; его до глубины души волновало малейшее отклонение от ранее принятого правильного решения, а это иногда случалось, разумеется, не по его вине.
   Перед ним стояла непростая задача: при скудном районном бюджете создать музеи в запущенных мемориальных домах – при полном отсутствии экспонатов, материалов для реставрации зданий, штата, знаний и опыта музейной и реставрационной работы, а также транспорта, даже гужевого (при чрезмерной удаленности одного музея от другого – 17 км грунтовой дороги); при удаленности обоих объектов от культурных центров (от Пензы до Тархан – 100 км, от Тархан до Москвы – 600). Н.К. Крупская пригласила А.И. Храмова на беседу и заверила,что будет оказывать ему всяческую поддержку в организации работ по созданию музеев М.Ю. Лермонтова и В.Г. Белинского. Оба музея создавались и функционировали как одно учреждение вплоть до разделения их в 1944 г.

Читать дальше ›

На период подготовки музея в Тарханах барский дом был страшно запущен. На 1-м этаже с левой стороны весь коридор был забран досками, где помещались свиньи. С правой стороны весь коридор, также забранный досками, был отведен под общую сельскую прачечную. На балконах дома доски все прогнили. В 1936 г. начались ремонт и реставрация дома, сбор экспонатов. Одновременно велась работа по созданию первой экспозиции.
   В конце 1936 г. в Тарханы приехала журналистка М. Шагинян с целью посмотреть, как создается музей М.Ю. Лермонтова, и рассказать об этом в газете «Известия». Страна готовилась в 1939 г. встретить 125-летие рождения, а в 1941-м – сотую годовщину со дня гибели поэта, и Тарханам отводилось при этом не последнее место. Шагинян вовремя подняла важный вопрос о безотлагательности привлечения лучших музейщиков в Тарханы для создания экспозиции, ибо сделать ее здесь без квалифицированной помощи было некому и не из чего.
   И головной литературный музей страны – Гослитмузей (Москва) – немедленно приступил к подготовке темплана и комплектованию экспонатуры. Была создана специальная группа по созданию экспозиции, в которую кроме сотрудников Гослитмузея вошли представитель Наркомпроса К.А. Врочинская, сотрудники Государственного Исторического музея, Института литературы им. М. Горького. Комплектовали экспонаты К.М. Пахомов и М.Д. Беляев. Подход к экспозиции был разным у членов группы: определились «экспозиционеры» и «фондовики». Главное противоречие между ними состояло в том, что группа «экспозиционеров» фактически готовила литературную выставку, оторванную от конкретного места, т.е. от Тархан (барский дом для них служил лишь помещением для размещения экспонатов о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова), а «фондовики» готовили музей, притом тарханский; иными словами, «фондовики» приближали содержание экспонатуры к теме «Лермонтов в Тарханах», которая со временем возобладала в музее на десятилетия. Предлагаем для ознакомления протокол совещания, на котором решался вопрос о создании экспозиции в музее (см. приложение 4 к данной статье).
   Очень серьезным и продуманным оказался документ о сборе, хранении и реставрации музейных материалов. Комиссия по охране исторических памятников при Президиуме Крайисполкома предложила А.И. Храмову при приемке и хранении предметов (мебели, книг, портретов и т.д.), находившихся ранее в домах В.Г. Белинского и М.Ю. Лермонтова в Чембарском районе и поступавших как имеющие музейное значение в организуемые теперь при этих домах музейные комнаты, использовать следующие правила.
   Приводим полный текст документа, поскольку он актуален и ныне (архив Государственного музея–усадьбы В.Г. Белинского, б/н, 0.1407).

Районному уполномоченному по охране памятников, зав. Чембарским районо тов. Касаткину.

[На штампе: Декабрь, 1936 г.]

Копия: Хранителю домов Белинского и Лермонтова тов. Храмову.

1. Выявлению и концентрации подлежат по возможности все вещи, книги и другие бытовые предметы, находившиеся в домах В.Г. Белинского и М.Ю. Лермонтова при жизни в них этих писателей, или как–либо связанные с их памятью. Сохранность вещей решающего значения не имеет, т.к. поврежденные или переделанные вещи могут быть в дальнейшем реставрированы.
2. Указанные предметы, находящиеся в настоящее время в распоряжении Советских и общественных организаций и у частных лиц, должны сдаваться Вам безвозмездно, как имущество, имеющее музейное значение и ценность и являющееся государственным достоянием (Разъяснение Наркомфина РСФСР от 21/VIII – 1936 г. №148/736).
Представляется крайне желательным провести по общественной линии компанию за концентрацию в домах Белинского и Лермонтова предметов, связанных с памятью писателей, за сбор воспоминаний о них и систематически освещать эти вопросы в местной печати. В случае возникновения каких–либо затруднений в выявлении и получении предметов, связанных с В.Г. Белинским и М.Ю. Лермонтовым, следует немедленно сообщать об этом Краевой Комиссии, указывая о каких конкретно предметах стоит вопрос, у кого они находятся в настоящее время и кто персонально препятствует их передаче.
3. Приемка предметов оформляется приемо-сдаточными актами, в которых обязательно фиксируются возможно подробнее все сопровождающие сведения: откуда происходит предмет, его первоначальное местонахождение и использование, был ли предмет переделан в позднейшее время, когда и откуда поступил к лицу, которое сдает предмет и т.п.
В акте указывается и размер денежной компенсации, если она была выплачена. Акты имеют порядковые номера.
4. Все поступающие предметы сразу же заносятся в инвентарные книги (одна по дому Белинского, другая по дому Лермонтова) и нумеруются в порядке поступления записи в книгу.

Инвентарная книга должна иметь следующие графы:
– № по порядку,
– дата поступления,
– название и краткое описание предмета, с указанием материала, из которого он изготовлен и его основных размеров, – сопровождающие сведения, когда и от кого поступил предмет,
– № приемо-сдаточного акта, первоначальное местонахождение и назначение предмета, связанные с ним воспоминания
– сохранность предмета,
– примечание.

5. Из поступающих предметов, после инвентаризации выделяются те, которые в первую очередь по своему характеру и сохранности могут быть использованы для экспозиции в мемориальных комнатах. Остальные хранятся в особом закрытом помещении, в условиях, обеспечивающих их сохранность.
6. Реставрация предметов должна быть предварительно согласована с Краевой Комиссией в каждом отдельном случае.
7. План оформления и оборудования мемориальных комнат разрабатывается на месте и представляется на утверждение Краевой Комиссии.
Председатель Краевой комиссии, Зав. Крайоно М. Долинко.


Копия руководящего письма «районному уполномоченному», как видим, направлена лично А.И. Храмову для неукоснительного исполнения. Этот циркуляр в процессе подготовки и создания экспозиции послужил неоценимым подспорьем: облегчал изыскание музейных предметов и упорядочивал их оформление и сохранность, о чем никто из сотрудников не имел до того никакого представления; это письмо заложило теоретические и практические основы самого важного направления музейной работы – фондового.
   Очень своевременно и важно в письме предписано раздельное составление инвентарных фондовых книг: в одну вносить записи предметов для музея в Чембаре, в другую – в Тарханах. Регистрация поступавших экспонатов для обоих музеев в одну книгу неизбежно повела бы к путанице. Кроме того, для будущего разъединения, в котором никто не сомневался, выполнение этого требования составляло бы неоспоримое удобство. Ныне же мы констатируем, что мудрое предостережение от проблем полностью соблюдено не было: первой инвентарной отдельной книги в Тарханах нет, хотя эти материалы не изымаются в государственные архивы, не списываются по акту, а сохраняются в музее вечно и неприкосновенно.
   К сожалению, перед открытием было совершено действо, непонятное и грустное. Так и осталось неизвестным, кому пришла в голову кощунственная мысль нарушить покой поэта: представить могилу на всеобщее зрелище. Появилась же эта мысль, вероятно, не ранее декабря 1936 г. Именно в то самое время могила подверглась преднамеренному вскрытию с разрешения центральных властей.
   На день открытия только часовня и барский дом с прилегающим к нему парком составляли объекты музейного значения. Церковь Марии Египетской хотя и была отреставрирована, но фактически пустовала еще более 20 лет. По–особому решилась судьба другой церкви – Михаила Архангела: ее превратили в сельский клуб. Вместо крестов на куполе и колокольне установили пятиконечные звезды. В куполе сделали перекрытия, настелили пол и приспособили его под библиотеку. В 1947 г. служба в церкви возобновилась.
   30 июня 1939 г. был открыт дом-музей М.Ю. Лермонтова, преобразованный в ноябре 1944 г. в музей-усадьбу с площадью 10 га.
   Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 июля 1969 г. на базе музея–усадьбы создан Государственный Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы» общей площадью 91 га. В его состав вошли усадьба Е.А. Арсеньевой, церковь Марии Египетской, сельская церковь, сторожка при ней, фамильная часовня Арсеньевых–Лермонтовых, где похоронен поэт, усадьба родных Лермонтова – Шан-Гиреев Апалиха.
   Почти сразу же в 1969 г. Всесоюзному объединению «Леспроект» (Москва) был заказан проект реставрации зеленых насаждений заповедника (автор – ландшафтный архитектор В.А. Агальцова). Начались реставрационные работы в 1970 г. Каждые 10 лет проводилась ревизия исполнения проекта и делались корректировки: «Проект реставрации зеленых насаждений ГЛМЗ "Тарханы" (1969–1971)»; «Проект организации паркового хозяйства ГЛМЗ "Тарханы" (1981)»; Проект ведения садово-паркового хозяйства (1990); Генеральный план реставрации территории и зеленых насаждений (2001) (автор всех проектов – В.А. Агальцова).
   В 1974 г. между часовней и церковью появилась еще одна могила: из села Шипово Липецкой области был перевезен прах Ю.П. Лермонтова, отца поэта.
   В 1968 г. восстановлен дом ключника – один из флигелей усадьбы, в нем размещена экспозиция «Быт тарханских крестьян лермонтовского времени».
   В 1978 г. восстановлена людская изба, в которой разместилась экспозиция «Этот народ, сторукий исполин...».
   В 2004 г. в церкви Марии Египетской, где сохранились некоторые детали церковного убранства и описания интерьера, принципиально поменялась экспозиция: церкви был возвращен первоначальный вид (иконостас, иконы, прикладное) и историческое назначение, в 2007 г. она была освящена.
   Сложным и долгим был путь в музейном комплексе церкви Михаила Архистратига: освобождение от склада, передача верующим. В 1977 г., после реставрации, музей разместил здесь выставку «Лермонтов в памяти поколений». И лишь в 1982 г. храму вернули исконный облик, отреставрировали росписи и заключили договор о совместном использовании музеем и епархией.
   В 1975 г. произошло создание Объединения литературно-мемориальных музеев Пензенской области. Надо сказать, что сделано это было на жестких основаниях. Например, были объединены фонды, стала единой бухгалтерия, финансирование до рубля надо было возить из Пензы. Весь штат был подчинен пензенскому руководству. Эта ситуация отбросила «Тарханы» на много лет, т.к. тормозилось решение многих срочных вопросов. Это заставило руководство Пензенской области решить вопрос о выводе «Тархан» из объединения литературных музеев. Решением Пензенского облисполкома от 01.01.1990 года музей «Тарханы» был преобразован – стал самостоятельным. Дело это было не просто хлопотным, но и психологически тяжелым – особенно восстановление лермонтовских коллекций, и одна из потерь – уменьшение Основного фонда по сравнению с 1975 г. Но работа того стоила: в кратчайшие сроки были подготовлены материалы для перехода в высшую категорию. Вышел Указ Президента РФ № 275 от 02.04.1997 г. «О включении отдельных объектов в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации» (музей «Тарханы» в списке третий).
   К вышесказанному необходимо добавить, что с 1969 г. начата работа по освобождению территории заповедника от построек совхоза, которые в 1960–е гг. дошли до самой усадьбы, и эта работа идет до сих пор, но теперь на охранной зоне. В большой степени помогло то, что совхоз «Лермонтовский» распался, и ангары, коровники, стоявшие вдоль дороги, соединяющей Тарханы и Апалиху (часть заповедника), музею помогали убирать районные власти.
   Удалось в два раза увеличить площадь заповедника за счет пустовавших совхозных земель: их охотно отдавали, потому что знали, что они будут ухожены. Сегодня заповедная зона составляет 211 га.
   За 2010 - 2015 гг. удалось, наконец, решить вопрос о создании инфраструктуры: для посетителей музея построен музейно–просветительский центр, в котором разместились гостиница, столовая, конференц–зал и, что главное, зал для размещения выставок. Это повысило качественный уровень обслуживания посетителей.
   В итоге сегодня Государственный Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы» является одним из самых популярных музеев страны.
   Этим он обязан как имени М.Ю. Лермонтова, так и ведущейся работе, реализации разработанной в 1970-е гг. концепции создания музейного комплекса. Она дает возможность познакомиться более глубоко с творчеством поэта и истоками отразившихся в нем впечатлений, историей социально–культурного фона, формировавшего великого поэта.

Библиография
1. Герштейн Э.Г. Судьба Лермонтова. М.: Художественная литература, 1964. 494 с.
2. Захарьин И.Н. (Якунин). Встречи и воспоминания. СПб.: Издание М.В. Пирожкова, 1903. 368 с.
3. Прозин Н.В. Памяти великого поэта // Пензенские губернские ведомости. 1891. № 141, 4 июля.
4. Смашн Г. Тарханы (1918 г.) (Публикацию рукописи подготовила Е.Е. Жаринова) // Тарханский вестник. 2007. № 20: М.Ю. Лермонтов в русской культуре XIX–XXI веков: материалы научно– практической конференции, 27& - 28 июля 2006 г. С. 219–234. с. 225

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1
Правление Нижегородского–Самарского земельного банка [...] Опись, оценка и план строений, находящихся в имении Пензенской губернии Чембарского уезда при с. Тарханы землевладелицы Марии Владимировны Катковой.
Составлена мая 10-го 1916 г.
При Тарханской экономии.

A. Дом с мезонином для управляющего – размер –38x15x21x6/ в аршинах/; фундамент каменный, наружные стены бревенчатые, обложены кирпичом, внутренние стены бревенчатые, полы досчатые, крыша железная, печей 7, дверей 15, окон 32, комнат 10.
Б.В.Г. – № 1 – флигель для служащих и рабочих.
Б. – размер – 18,5 х 10,5 х 4,0 аршин; фундамент каменный, стены бревенчатые, полы и потолки досчатые, крыша железная, печей 4, дверей 3, окон 10, комнат 3 [Дом ключника].
B. – размер – 18,5 х 10,5 х 4,0 аршин; фундамент каменный, капитальные стены каменные, полы и потолки досчатые, крыша железная, печей 2, дверей 2, окон 8, комнат 2.
Г. – размер – 7,0 х 7,0 х 4,0 аршин; фундамент – нет, капитальные стены бревенчатые, полы и потолки досчатые, крыша железная, печей 1, дверей 1, окон 3, комнат 1.
Д. – № 2 – флигель – размер – 29,0 х 7,0 х 4,0 аршин; фундамент каменный, капитальные стены бревенчатые, полы и потолки досчатые, крыша железная, печей 3, дверей 5, окон 9, комнат 4.
Е. – № 3 – флигель – размер – 30,0 х 10,0 х 4,0 аршин; фундамент каменный, капитальные стены бревенчатые, полы и потолки досчатые, крыша железная, печей 3, дверей 5, окон 9, комнат 4.
Ж. Каретный сарай – размер – 28,0 х 16,0 х 4,0 аршин; фундамент не указан, капитальные стены – наружные каменные, внутренних нет, полов, потолков нет, крыша железная, печей, дверей, окон, комнат – не указано.
3. Баня – размер – 15,5 х 7,0 х 4,0 аршин; фундамент каменный, капитальные стены бревенчатые, полы и потолки досчатые, крыша железная, печей 2, дверей 3, окон 4, комнат 3.
И. Кладовая – ледник и жилые помещения – размер – 50,5 х 9,0 х 4.0 х 3,5 аршин; фундамент не указан, капитальные стены бревенчатые, полы и потолки досчатые, крыша железная, печей 2, дверей 4, окон 3, комнат 2.
I. Кладовая для муки – размер – 11,0 х 8,0 х 4,0 аршин; фундамент не указан, капитальные стены наружные бревенчатые, внутренние досчатые, полы досчатые, потолков нет, крыша железная, печей нет, дверей 1, окон нет, комнат нет.
К. Кузня–мастерская и сбруйный сарай – размеры – 47,0 х 14,0 х 4,0 аршин; фундамент не указан, капитальные стены каменные, полы и потолки досчатые, крыша железная, печей 1, дверей 5, окон 3, комнат 3.
Л. Конюшня с манежем для рысистых лошадей – размер 75 и 37,0 х 15.0 х 19,0 х 4,5 аршин; фундамент не указан, капитальные стены каменные, полов нет, потолки досчатые, крыша железная, печей, дверей, окон, комнат не указано.
М. Конюшня рабочая и разгонная с двумя жилыми помещениями –размер 58,0 х 16,5 х 4,0 аршин; фундамент не указан, стены каменные, потолков нет, полы досчатые, крыша железная, печей 2, дверей 3, окон 4.

Для всех этих построек в графе «Время существования и состояние» указано: «Прочные».

Н. Сарай – размер 50,0 х 15,0 х 4,0 аршин; старый, ветхий, фундамент не указан, наружные стены каменные, внутренних стен нет, полов и потолков нет, крыша соломенная, окон, дверей, печей, комнат не указано.
O. Подвал – размер 17,0 х 12,0 х 3,5 аршин; старый, ветхий, фундамент не указан, наружные стены каменные, внутренних стен нет, полов и потолков нет, крыша соломенная, окон, дверей, печей, комнат не указано.
П. №4 Флигель для служащих – размер – 17,0 х 8,0 х 4,5 аршин; фундамент каменный, стены бревенчатые, полы и потолки досчатые, крыша железная, печей 2, дверей 3, окон 5, комнат 2.
P. Сарай для коров и свиней с двумя жилыми комнатами – размер –78,5 х 10,0 х 3,5 аршин; фундамент не указан, стены каменные, потолков нет, полы горбылевые, крыша железная, печей, дверей, окон, комнат не указано.
С. Амбар – размер – 63,0 х 11,0 х 4,0 аршин; фундамент неуказан, стены бревенчатые, потолков нет, полы досчатые, крыша железная, остальное не указано.
Т. Амбар – размер – 50,0 х 15,0 х 4,0 аршин; фундамент не указан, стены каменные, полы досчатые, потолков нет, дверей 6, окон нет, комнат 6.
У. Сарай для инвентаря – размер – 25,0 х 15,0 х 3,5 аршин; фундамент не указан, стены бревенчатые наружные, внутренних нет, потолков, полов, крыши нет, печей нет, дверей 1, окон нет, комната 1.

Состояние указанных помещений – «Прочные».


Документ хранится: Архив Государственного Лермонтовского музея-заповедника «Тарханы». Ф. 1, On. 6/1, Д. 23, Л. 27 - 29

Приложение 2
Акт осмотра советского хозяйства при с. Лермонтове (Тарханы) Чембарского уезда Пензенской губернии.
[7 июля. 1924 г.]
Я, нижеподписавшийся научный сотрудник Пензенских заповедников Уранов А.А., командированный Пензенским губполитпросветом для осмотра советского хозяйства при с. Лермонтове, 7 июля 1924 г. в присутствии заведующего совхозом составил нижеследующий акт.
1. В совхозе имеется двухэтажный деревянный дом, обложенный кирпичом, построенный на месте и по плану сгоревшего в 1911 г. [так в тексте] здания, где жил и родился [так в тексте] М.Ю. Лермонтов. Из разговоров с старожилами выяснилось, что отличие существующего дома от старого, лермонтовского, лишь в пристройке двух деревянных крылец с переднего фасада и в перенесении лестницы, ведущей в мезонин, несколько далее вглубь сравнительно с прежним ее положением. Осмотренный дом пришел в ветхость; почти все комнаты нуждаются в существенном ремонте и некоторые из них недавним осмотром инспекцией труда признаны негодными к жилью – в них разрушены полы, стены закопчены, штукатурка обвалилась. Единственные две комнаты, занятые сейчас заведующим совхозом, недавно им отремонтированы и имеют вполне жилой вид. Почти в каждой комнате сложена печь: в некоторых – русская, в некоторых – маленькая кирпичная с отводной дымовой трубой в основную печь. Облицовка дома также обветшала и общий вид дома облезлый.

2. При доме имеется усадьба из ряда каменных строений, как то: людская, сараи, конюшни, амбары, молотилка, манеж, скотный двор и др. Установить давность каждого путем расспросов точно не удалось, но сведения, полученные от одного из служащих в хозяйстве, который работает здесь 38–й год, показывают, что людская, видимо, была при жизни Лермонтова, другие же постройки тоже существовали ко времени начала его поступления на службу в хозяйстве. Беглый осмотр строений показал их чрезвычайную ветхость. Так, людская из жилого помещения превратилась в сарай, стена здания амбара отходит, крыша на скотном дворе снесена и от двора остались лишь стены. Крыши даже тех помещений, которые были в фактическом пользовании совхоза, например, амбара и конюшни, нуждаются в существенном ремонте. При осмотре сарая мне был указан санный экипаж, состроенный в виде кареты, в котором, по словам старых людей, ездила бабушка поэта Е.А. Арсеньева. Экипаж находится в разрушающемся состоянии. Краска отваливается, сидения утеряны, от обивки внутренних стенок остались куски хорошего синего сукна, теперь потертого и изобилующего дырами. Самая основа экипажа – сани – также не в исправности. В настоящее время, ввиду предполагающейся ликвидации лермонтовского совхоза, лучшие сельхозмашины, вся скотина, за исключением одной лошади, переведены в троицкий совхоз. Остались, впрочем, еще молотилка и мельница, приводимая в движение десятисильным локомобилем. На территории усадьбы имеются два пруда, питаемые родниками и не имеющие стока, из которых один – верхний – более обширный, имеет несколько сажен (4 - 5) глубины и ранее изобиловал рыбой; рыба есть и сейчас, но ловля дозволяется лишь удочкой; пруд обсажен ивой (Salix fragilis [ива ломкая, или ракита]), теперь отчасти порубленной; измерение пней позволило установить средний диаметр 8 - 9 вершков. По крайней мере, этот верхний пруд, как установлено расспросами, существовал во времена М.Ю. Лермонтова.

3. Осмотр имеющегося при усадьбе сада показал, что он состоит из трех частей: одной, прилегающей к дому, паркового характера, с преобладанием липы и клена, и двух плодовых участков, где много (свыше 150-ти) яблонь, есть также вишня, малина и смородина. Парковая часть запущена, в плодовой поддерживается порядок. В саду имеется целый ряд деревьев, связанных с памятью поэта: а) около дома, у юго-западного угла дома, стоит древний вяз (Vlimus Sp.), посаженный, по преданиям, М[ихаилом] Ю[рьевичем]; другой такой же вяз, располагавшийся невдалеке, сгорел при пожаре лермонтовского дома; в) группа лип, посаженных кругом, внутри которого была, говорят, беседка, посажена, по преданию, М[ихаилом] Ю[рьевичем]; беседка не сохранилась, липы, кроме одной, спилены; с) группа лип, посаженных по прямой линии на склоне к оврагу, разделяющему парковую часть от плодовой, к западу от дома, тоже приписывается поэту в отношении посадки, но указания в отношении этих лип не так определенны, как в отношении предыдущей группы лип и особенно вяза; d) вдоль канавы, идущей внутри плодового участка, расположенного против дома, на той стороне оврага, проходящего через сад и начинающегося у вышеупомянутых прудов, имеется несколько групп лип и пней, которые якобы в детстве посажены самим поэтом; е) дуб по правую сторону тропинки, идущий от дома к колодцу, имеющей до 12/4 аршина [т.е. 3 арш.] в обхвате на высоте груди, тоже будто бы посажен М[ихаилом] Ю[рьевичем]; f) наконец, имеется группа экземпляров виноградной лозы, существовавшей до последнего года и погибшей лишь в зиму 1923 - 1924 гг.; от нее остались лишь 3 слабых экземпляра; этот виноград, по рассказам, был вывезен М[ихаилом] Ю[рьевичем] с Кавказа.

4. Невдалеке от усадьбы на бугре можно видеть два кругловидных возвышения, обрытых неглубокой канавой, каждое – с углублениями, тоже незначительными, в центре возвышения. По рассказам, существующим среди местных жителей, здесь Лермонтов и его родные производили раздачу лакомств деревенским детям.

5. Рядом с домом стоит церковь, каменная, очень малых размеров, сравнительно недавно облицованная кирпичом. Из предметов, обращающих на себя особенное внимание, отмечу: а) ряд икон, принадлежащих, как мне кажется, кисти хороших мастеров и имеющих еще тот интерес, что самые изображения оригинальны и, поскольку я знаком с православной иконописью, – редкие; назову здесь одну, обратившую мое особое внимание; она изображает Христа в доме Симона Прокаженного, с надписью «Маслом главы моея не помазал еси, сия же миром помазала мне нози»; а) хоругви, сооруженные будто Лермонтовым, но имеющие очень новый вид; они круглые металлические, с дубовыми древками; с) напрестольное Евангелие в зеленом бархатном переплете с остатками серебряных украшений, напечатано в 1805 году; d) вышивки на возду–хах и облачениях; е) особенно интересна цилиндрическая часть, вставляемая в подсвечник для того, чтобы выше укрепить свечу; это цилиндры обтянутые материей, сплошь зашитой бисером, – по голубому фону расположены гирлянды цветов; f) такой же работы диаконская свеча.

В церкви в настоящее время служба не производится. Ключ находится у заведующего совхозом. Чембарским уисполкомом сделано постановление о закрытии церкви.

А. Уранов
С. Шаров


Приложение 3

Акт [осмотра часовни–усыпальницы М.Ю. Лермонтова]

[7 июля 1924 г.]
Я, нижеподписавшийся научный сотрудник Пензенских заповед–никовУранов Алексей Александрович, командированный музейной комиссией при губполитпросвете Пензенского отделения [правильно: отдела] народного образования в с. Тарханы Чембарского у. для осмотра памятника и усадьбы Лермонтова, 7 июля 1924 г. составил в присутствии председателя сельского совета Болотина Кузьмы Павловича и секретаря Гундорина Василия Дмитриевича настоящий акт осмотра памятника Михаила Юрьевича Лермонтова.
Памятник представляет собой часовню, сложенную из кирпича, облицованную кирпичом в 1912 г. (по словам представителя сельсовета). Внутренние размеры ее около 64 кв. арш. Купол округлочетырехгранный, увенчанный снаружи восьмиконечным крестом. Окраска [часовни] масляная, темно-зеленая внизу, несколько светлее по углам и нежно–зеленая по стенам. В том месте, где стена переходит в купол, имеется широкая полоса розовой окраски с надписью: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим в гробех живот даровав»; причем, начало надписи приходится на левый конец восточной, а конец [надписи] – на правый конец северной стены. Самый купол выкрашен снутри голубой масляной краской с изображенными на ней облаками, центр и верх в восточной части купола заняты радужного цвета сиянием, в котором изображен Господь Саваоф, окруженный ангелами. На западной стороне купола изображены «Архистратиг Михаил и его воинство». На восточной стене часовни – крупная 5x3 арш., икона «Воскресение», писанная масляными красками по полотну; на западной стороне – икона Успения, 10 х 14 верш., на северной – икона Святых Марии Египетской и Алексея Человека Божия, на южной – икона святых, имена которых установить не удалось. Три последних иконы одинакового, приблизительно 10 х 14 верш, размера в четырех деревянных рамах, без стекла, писаны масляной краской по полотну.

В центре часовни – самый могильный памятник М.Ю. Лермонтова, в форме усеченной пирамиды из черного мрамора с белой урной, увенчанной крестом наверху; окружен черной металлической решеткой до 1,5 арш. высотой. На памятнике одеты два металлических венка: один, больнфего] разм[ера], – справа, другой, меньших размеров, повешен на урну. На памятнике сделаны следующие надписи печатными золотыми буквами русского алфавита: на передней стенке – «Михаил [в действительности: Михайло] Юрьевич Лермонтов»; на левой стенке –«Родился 1814[-го] года, 3-го октября; на правой стенке – «Скончался 1841 [-го] г[ода] 15[-го] июля».

Ближе к восточной стене часовни, симметрично относительно надгробного камня поэта, – еще два памятника, меньших размеров, из пестрого мрамора, а форме колонны с кубообразным расширением посередине, увенчанные: левый – урной с крестом, почти такого же цвета, как сам памятник, правый – белой мраморной урной.

На передней стенке левого памятника имеется следующая надпись: «Под камнем сим лежит тело Марии Михайловны Лермонтовой (в действительности: Марьи Михайловны Лермантовой – П.Ф.),урожен. (в действительности: урожденной – П.Ф.) Арсеньевой, скончавнфейся] 1817[-го] года февраля 24-го в субботу (в действительности: в суботу – П.Ф.). Житие ее было 21 год 11 мес[ецев] и 7 дней». Гравировано печатными буквами русского алфавита.

На памятнике справа обнаружены следующие надписи: спереди –«Скончался 1810[-го] года 2-го января»; справа – «Михайло Васильевич Арсеньев»; слева – «Родился 1768[-го] года, 8-го ноября. Сзади белая мраморная доска, на каковой сделаны остальные надписи на этом памятнике, отсутствует, сохранилось углубление для нее с 4-мя пробоинами, заполненными деревянными пробками.
Перед надгробным камнем поэта находится тумба, сложенная из кирпича, размером 1x1x1 1/4 арш.; покрыта оливковой пеленой из потертого бархата, на которой имеется вышивка в виде серебряной каймы – гирлянда из листьев. Крест посередине сорван. Размер пелены 1x1 арш.
Штукатурка в нижних частях стен облупилась в 3-х местах, общим протяжением аршин на 10 и высотой до 2–х арш., кроме того, местами обвалилась масляная краска со стен и образовала крупные белые пятна. Окно с северной стороны цело, с южной – выбито 3 звена в наружней, 1 – во внутренней раме.
Желтая деревянная двустворчатая дверь почти совершенно разрушена, целых звеньев осталось только 1 большое и 2 малых, рама пришла в ветхость. Замка нет, пол не подметен.
На памятнике Лермонтова – два венка из засохших цветов и несколько пучков их.
Надгробная доска белого мрамора с надписью: «Елизавета Алексеевна Арсеньева, рожденная Столыпина. Скончалась 16[-го] ноября 1845[-го] года 85–ти лет», сделанной выпуклыми буквами, сорвана на пасхальной неделе 1924 года и хранится сейчас в сторожке местной церкви (рядом с часовней). Как удалось установить, доска сорвана неизвестными лицами из желания найти ход под ней в самый склеп. Шурупы, которыми была прибита доска, не сохранились.
А. Уранов Представители сельсовета: Председатель сельсовета с. Лермонтово (Тарханы) Болотин
Секретарь сельсовета Гундорин


Акты (приложения 2 и 3) хранятся: Архив Государственного Лермонтовского музея-заповедника «Тарханы». Ф. 1, On. 6/1, Д. 23, Л. 36 - 41.

Приложение 4

Протокол совещания при музейном отделе Наркомпроса по вопросу об экспозиции лермонтовского музея в Тарханах от 9.XII.1937 г.

Присутствовали: т.т. Врочинская К.А. (НКПрос), Беляев М.Д. (Гос–литмузей), Виноградова (Гослитмузей), Вейнберг А.Л. (Исторический музей), Морозова (Институт литературы им. Горького), проф. Нейман И.В., Розанов И.И., Андроников И.Л., Пахомов Н.П.
Председатель – т. Врочинская
Секретарь – т. Пахомов
Слушали: Сообщение т. М.Д. Беляева о состоянии домов Лермонтова в с. Тарханах и Белинского в Чембаре. Тов. Беляев информирует собрание, что дом, усадьба и мавзолей, где похоронен Лермонтов, и дом Белинского в Чембаре, благодаря энергии директора т. Храмова в настоящее время отремонтированы и приведены в порядок. Однако никаких экспонатов, особенно для музея Лермонтова, на месте не имеется. Считает нужным в Доме Лермонтова развернуть музей в историко–литературной разрезе, но так, чтобы была отражена эпоха, в которой жил поэт. Категорически высказывается против устройства мемориальных комнат, ввиду отсутствия подлинных вещей, связанных с именем Лермонтова, тем более, что до нас не дошло сколько–нибудь точное описание тогдашней обстановки.
Тов. Виноградова отмечает, что переданный Наркомпросом в Гослит–музей на рассмотрение план экспозиции, выработанный т. Храмовым, оказался совершенно неудовлетворительным и ясно доказывает, что местный коллектив музейных работников с этой задачей не может справиться. Считает, что музей должен быть рассчитан, главным образом, на посетителей из района, так как из–за отдаленности Тархан, едва ли может рассчитывать на большое количество экскурсий. Одобряя в целом намеченный в докладе т. Беляева экспозиционный план музея, выдвигает необходимость организации передвижек, знакомящих с творчеством наших классиков, и, в первую очередь, Горького. От имени Гослитму–зея заявляет, что план экспозиции Лермонтовского музея может быть включен в план работ Гослитмузея на 3–й квартал 1938 г., если это будет утверждено Музейным Отделом Наркомпроса.
Тов. Розанов отмечает, что в связи с наступающими юбилеями Лермонтова в 1939 и 1941 гг. музейная экспозиция должна быть построена так, чтобы музей имел союзное значение.
Тов. Нейман указывает на большое значение музея и предлагает обратить внимание на пополнение библиотеки музея, путем обращения ко всем лермонтоведам с просьбой прислать оттиски своих работ о Лермонтове. Необходимо устройство аудитории, желательны приезды лекторов из Москвы.
Тов. Вейнберг высказывается решительно против устройства экс–курсбазы в помещении музея, хотя бы даже временно и настаивает на том, что для экскурсбазы должно быть выстроено отдельное здание.
Тов. Морозова считает, что экспозиция должна отражать быт той эпохи, в которой жил Лермонтов, при чем она должна быть серьезно проработана, так как музей должен иметь союзное значение.
Тов. Андроников указывает на то, что экспозиция, построенная на фотоматериале буде скучна, почему рекомендует обратиться к различным государственным учреждениям с просьбой разделить дублеты гравюр, литографий, книг и т.д.
Тов. Пахомов отмечает экстренность выработки экспозиционного плана, так как местные власти требуют, чтобы музей был открыт к лету 1938 г. Кроме того, затягивание открытия музея грозит занятие дома под ясли, школу или детский дом им. Лермонтова. Знакомит собрание с уже проделанной работой по собиранию экспонатов для Лермонтовского музея, в частности, об отобранной для музея мебели и предметов прикладного искусства в фондах краевых музеев Московской области и о согласии Всесоюзной библиотеки им. Ленина поделиться дублетным фондом старых журналов и сборников, в которых были помещены произведения Лермонтова.
Кроме того, считает необходимым для музея заказать ряд копий с наиболее важных для музея портретов: каковы портреты: бабушки поэта, его отца и матери и некоторые его собственные, так как нельзя строить музей только на фотографиях. Перевозить же в музей оригиналы из других музеев нецелесообразно.
После обмена мнениями т. Врочинская в заключительном слове резюмирует пожелания совещания в следующей формулировке:
Считать, что дом Лермонтова в Тарханах и Дом Белинского в Чембаре должны быть использованы исключительно под музеи.
Краткий схематический план экспозиции Лермонтовского музея, построенный в историко-литературном разрезе с показом бытовых предметов эпохи, в которой жил Лермонтов – считать правильным.
Устройство мемориальных комнат, за недостатком вещей, связанных с именем Лермонтова и отсутствием указаний на интерьеры дома того времени – категорически отвергнуть.
Поручить разработку детального экспозиционного плана Гослитмузею, но ввиду экстренности этого дела, указать Гослитмузею, что он может выполнить эту работу в спешном порядке на договорных началах, тем более, что администрация Лермонтовского музея охотно идет на это.
Поручить т. Храмову связаться с ОПТЭ и другими организациями местными и тамбовскими по вопросу о постройке специального дома для экскурсоводов.
Принять предложение т. Неймана и обратиться ко всем лермонтоведам с просьбой пополнить музей их печатными трудами.
Считать желательным предложение т. Пахомова о заказе копий с портретов.
Все мероприятия должны получить санкцию руководства Музейного отдела.
Председатель: Врочинская
Секретарь: Пахомов

Документ хранится: Архив Государственного музея-усадьбы В.Г. Белинского, б/н, 0.1407, Л. 14 - 18. УДК 069; 930.2

‹ Назад

Категории


  • Дворянские усадьбы: наша гордость или бремя?
  • Пензенской области-80: в «Тарханах» тоже юбилей
  • Погиб во славу русского оружия
  • Лермонтовы: отец и сын
  • «Есть место, где я буду отдыхать»…
  • «Тарханы» и мечта Олега Страмова
  • Модный показ в «Тарханах»
  • Взрыв Михайловского укрепления
  • Хорошо забытое старое
  • Перед ее любовью меркнет все
  • И вот лакей картофель подает
  • Варвава, Девятова и Маховиков выступили в «Тарханах»
  • История создания музея-заповедника «Тарханы»
  • М.Ю. Лермонтов: сила обаяния
  • Лермонтов. Тарханы. Любовь и память
  • Публикации об истории музея
  • День рождения музея
  • Что мы знаем Лермонтове-философе?
  • Яков Гордин: искал ли смерти боевой офицер Михаил Лермонтов
  • Классик и современник
  • Лермонтов: живая память
  • Парус привередливый
  • «Ни один иностранец не любит Лермонтова так, как любят его китайцы…»


Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры Государственный Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы»
442280, Пензенская область, Белинский район, с. Лермонтово, ул. Бугор, д. 1\1
Телефон: 8 (84153) 35601, 8 (937) 4035031
e-mail: mustarhany@mail.ru
ИНН 5810001139
Порядок обработки персональных данных
Способы оплаты

Карта сайта

  • Главная
  • Музей
  • События
  • М.Ю. Лермонтов
  • Фонды
  • Пушкинская карта
  • Выставки
  • Медиа

Поиск

Социальные сети

План усадьбы

План усадьбы Скачать карту (JPG-286 Кбит)

 
© Музей-заповедник "Тарханы".
Разработка сайта – WAYDEV
Логотип радиостанции Орфей
Год театра в России
Ссылка на сайт Объясняем.рф
Логотип добровольцыроссии.рф