Судьба уготовила ему недолгую жизнь. Но он успел создать так много удивительных по силе и искренности произведении, что и современники и потомки поражались масштабам его дарования.
В.А Жуковский писал: «…в ночь на 3 октября 1814 года родился гений стихотворного слога и будущий создатель русского литературно-разговорного языка – М.Ю. Лермонтов». Сила его дарования на профессора медицины И.Е. Дядьковского произвела неизгладимое впечатление. После встречи с поэтом он восклицал: «Что за человек! Экой умница, а стихи его – музыка, но тоскующая».
А вот на В.Г. Белинского первая встреча с поэтом, в Пятигорске на квартире Н.М. Сатина, не произвела приятного впечатления. Критик завел серьезный разговор о французских философах, на что Лермонтов отвечал ироническими «шуточками». По достоинству он оценил Лермонтова – человека и поэта – позже, когда в журнале «Отечественные записки» стали печататься его стихи. По свидетельству П.В. Анненкова, Белинский «носился с каждым стихотворением» Лермонтова и «прозревал в каждом из них глубину его души, больное, нежное его сердце». Великий русский литературный критик изменил свое мнение о поэте: «Каждое его слово – он сам, вся его натура, во всей глубине и целости своей. Я с ним робок, меня давят такие целостные натуры, полные натуры, я перед ними благоговею и смиряюсь в сознании своего ничтожества...». О стихотворении «Три пальмы» с восхищением писал Н.В. Станкевичу: «Какая образность! – так все и видишь перед собою, а увидев раз, никогда уж не забудешь! Дивная картина – так и блестит всею яркостию восточных красок! Какая живописность, музыкальность, сила и крепость в каждом стихе, отдельно взятом! Мы узнаем в нем поэта русского, народного, в высшем и благороднейшем значении этого слова».
![]() М.Ю. Лермонтов и В.Г. Белинский |
Жизнь поэта сравнивал с движением кометы: «Этой жизни суждено было проблеснуть блестящим метеоритом, оставить после себя длинную струю света и благоухания и исчезнуть во всей красе своей... какие поэтические тайны унес он с собой в могилу? Кто разгадает их?».
Лев Николаевич Толстой, по свидетельствам современников, так определял талант Лермонтова: «истинный», «серьезный», «нравственный», «религиозный» . Это о нем он писал: «Какие силы были у этого человека…Каждое его слово было словом человека власть имеющего… Вот в ком было это вечное, сильное искание истины. Если бы этот мальчик остался жив, не нужны были бы ни я, ни Достоевский».
Роман «Герой нашего времени» считал совершенным в художественном отношении. О «Тамани» говорил: «В повести нет ни одного лишнего слова. Ничего, ни одной запятой нельзя не убавить, не прибавить…». Творчество Лермонтова стало для него эталоном при оценке современных поэтов, которых Толстой готов был признать, «если они докажут, что умеют писать не хуже Лермонтова».
А.П. Чехов часто обращался к творчеству Лермонтова, цитировал его произведения. Искреннее восхищение в известной характеристике Лермонтова прозаика: «Я не знаю языка лучше, чем у Лермонтова. Я бы так сделал: взял его рассказ и разбирал бы, как разбирают в школах, по предложениям, по частям предложения…Так бы и учился писать». Чехов считал эту повесть образцом прозы: «Не могу понять,… как мог он, будучи мальчиком, сделать это! Вот бы написать такую вещь («Тамань»)… и умереть можно!»
А.А. Ахматова признавалась, что ее интерес к Лермонтову «граничит с наваждением». «Слово слушается его, как змея заклинателя: от почти площадной эпиграммы до молитвы. Слова, сказанные им о влюбленности, не имеют себе равных ни в какой из поэзий мира» – писала А.А. Ахматова. Она считала неповторимыми его стихи: «Он подражал в стихах Пушкину и Байрону и вдруг начал писать нечто такое, где он никому не подражал, зато всем уже целый век хочется подражать ему. Но совершенно очевидно, что это невозможно, ибо он владеет тем, что у актера называют «сотой интонацией».
![]() Андрей Дементьев на сцене Зеленого театра в «Тарханах» |
Ахматова обращалась к Лермонтову и в прозе. По ее выражению это «проза поэта», а Лермонтов «обогнал самого себя на сто лет и в каждой вещи разрушает миф о том, что проза – достояние лишь зрелого возраста».
Замечательный русский художник Н.Н. Ге не был современником поэта, но был хорошо знаком с его творчеством. Одна из его картина написана на сюжет поэмы Лермонтова «Хаджи-Абрек».
Ге был восхищен личностными качествами Лермонтова: «Он всегда говорил правду. Верил в бога. Мучительно искал пути к свободе и покою для каждого человека. Он ненавидел серость, пошлость, раболепие, трусость, подлость, предательство. Он любил отчизну. Был по-настоящему красивым человеком, гордым, умным, независимым. Он был любящим сыном, заботливым и преданным внуком. Он был профессиональным военным, талантливым командиром, отважным офицером. Он был гениальным писателем, художником, творцом нового, философом и провидцем, умеющим смотреть ретроспективно и видящим далеко вперед».
Творчество Лермонтова незаменимо и для будущих поколений. Пожалуй, лучше всего сказал об этом известный российский поэт Андрей Дементьев: «В наш век людского озлобления и глобальной бездуховности Лермонтов с его вдохновенным порывом к чистоте и мужеству, с его исповедальной болью и доверчивостью поднимает в нас то лучшее, что дает возможность душе держаться «на плаву» в море мещанства, жестокости и пошлости. Он – как парус, который уносит нас в прозрачные воды милосердия, доброты, любви и печали».