Автор: Светлана Николаева
Большая часть жизни Тамары Михайловны Мельниковой отдана работе в государственном Лермонтовском музее-заповеднике «Тарханы». Она, правда, не соглашается со словом «отдана», говорит:
– Оно подразумевает какую-то жертву. А я получила в подарок и Лермонтова, и музей, и работу. Трудное, но счастье. Вот и все.
Очень многое из того, что мы видим сегодня в «Тарханах», сделано ее энергией, умом, нервами, руками. И многое из того, что составляет личность Тамары Михайловны, сформировано «Тарханами».
Приехала она сюда в 1968 году. Умненькая, вдумчивая, ответственная женщина 27 лет от роду с веселым, легким нравом. Сегодня она входит в интеллектуальную и духовную элиту культурной России, имеет прекрасную семью, вырастила двоих детей и радуется двум внукам... И может сказать о прожитых годах:
– Я делаю то, что могу, и делаю честно. Нигде ни разу не спряталась за чужую спину.
Созидательная строгость
- Мне очень дорога такая мысль: нет культуры – нет народа, а есть население. Нет народа – нет страны, а есть территория. Нравственность в том виде, в котором она существует сегодня, может быть исправлена совместными усилиями всех – учителей, священников, деятелей культуры. Но в основе должна лежать культура, в частности, музейное дело и библиотечное. Потому что все, на чем держится история, память людей, это здесь – в музее и в библиотеке. Если мы их закроем, забудем обо всем, что было, то станем Иванами, родства не помнящими. |
Ее считают строгой, даже побаиваются. А как без этого приучить людей к дисциплине? Интересно, что при этом она никогда не повысит голоса. Наоборот, если недовольна, начинает говорить тихо и очень четко. Срабатывает безотказно.
От некоторых сотрудников я слышала. примерно такие слова:
– Тамара Михайловна находится на другом уровне развития, нам до нее не дотянуться. А она требует!
Да, она твердит свое: «Умри, но сделай! Не получается? Это по лености твоей. Ищи, думай!»
В «Тарханах» уже много лет дают балы лермонтовского времени. И знаете, кто танцует? Экскурсоводы (ну, это ладно), конюхи, садоводы, пасечник, сварщик, ткачиха... Раз в неделю из Пензы приезжает балетмейстер и разучивает с ними мазурки, вальсы, полонезы, польки и кадриль.
Без силы воли и строгости лидера возможно ли такое в отдельно взятом селе российской глубинки?
Масштаб личности
С 1971 года в «Тарханах» проводятся Лермонтовские праздники поэзии. На долю Мельниковой выпало 47! Не будем сегодня говорить о том, чего стоит их организация, хочется о другом. Трудно даже представить, сколько именитых, высокопоставленных гостей, знаменитых писателей и поэтов побывало здесь за эти годы. И неизменный их гид по усадьбе и музею — Тамара Михайловна.
Так вот, с любым из гостей она общается на равных. И этому тоже ее научили «Тарханы». А наука-то непростая. Надо очень много знать, тренировать гибкость ума, чтобы анализировать и обобщать, а не повторять прописные истины или сыпать цитатами.
Надо иметь свое мнение обо всем. Вкупе с внутренним достоинством (которое, конечно же, дается человеку от природы) и культурой это позволяет быть на одной ноге и с великим человеком, и с самым простым.
Лермонтов у нас один
Есть еще большой внешний мир, от которого очень даже зависят судьба и состояние му-зея-усадьбы. И там уже борьба другого плана. В России, где культура вечно финансируется по Остаточному принципу, это понятно каждому.
В 1995 году в «Тарханы» приезжал Александр Исаевич Солженицын. Он оставил запись в книге отзывов. И как же директору было больно прочитать: «Прекрасный, но ветшающий музей».
– Тогда финансирование культуры с 5 процентов сократилось до 1,4, — вспоминает Евгений Семенович Попов, возглавлявший управление департамента культуры с 1984 по 2001 год. – Мы с Тамарой Михайловной пошли на комиссию Законодательного собрания области просить об увеличении средств на музей-заповедник. Заседание идет своим чередом, и становится ясно, что нам отказывают. Тогда Тамара Михайловна без всякого приглашения встает с места, выходит к трибуне и начинает страстно и убедительно говорить о Лермонтове, о музее. Все были ошеломлены. А мне, признаюсь, до сих пор неловко: это я должен был выйти...
И все-таки депутаты сказали «нет». И тогда из глаз Тамары Михайловны полились слезы, и она не стеснялась их, молча повернулась и вышла из зала.
А в кабинетах столичных? Однажды чиновник ей сказал:
– Вот вы просите денег... Но ведь у нас не один Лермонтов.
– Лермонтов у нас в России один! – отчеканила она.
Живой музей
В апреле 1997 года Лермонтовский музей-заповедник был включен в состав особо ценных объектов культуры России и обрел федеральное подчинение, а значит, и финансирование. Этому предшествовала огромная работа, которую коллектив проделал совместно с департаментом культуры области. Музеев такого уровня в России немного.
Еще в 1970-е годы, когда Тамаре Михайловне, в то время заместителю директора по науке, поручили курировать реконструкцию зеленых насаждений, то есть восстановление парков, садов, аллей и цветников, она задумалась о том, что усадьба должна быть единым и живым организмом.
– Все последующие годы работы для меня самым главным было восстановить среду, в которой Лермонтов вырос. Мир природы, который сделал из него лирика и философа. Мир крестьян, из которого он черпал корневую мудрость. Мир очень образованных дворян…
Так восстановили образ дома, в котором жил Лермонтов, восстановили домовую и сельскую церкви, сады, пруды, мельницу, теплицу, конюшню, пасеку. Всё это живёт и работает!
Да, это так. В прудах разводят рыбу, яблоневые сады плодоносят, пасека дает мед, в теплице выращивают рассаду цветов лермонтовской эпохи, и они украшают мемориальный дом и все помещения усадьбы. А конюшня? В имении при Елизавете Алексеевне Арсеньевой лошадей выращивали и лучших отправляли Мишеньке в Санкт-Петербург для офицерской экипировки. Сегодня лошадки катают посетителей в экипажах и санях, если зима, устраивают прекрасное зрелище «Конная карусель».
Распаханы Поля под зерновые, на традиционном месте стоит мельница – не бутафорская, а настоящая, которая мелет муку, рядом – трактир с крестьянской едой.
Возрождены народные обряды: тарханская свадьба, кулачные бои, фольклорные праздники. Создан центр народного творчества, сотрудники которого восстанавливают традиционные ремесла, готовят сувениры и проводят мастер-классы с посетителями...
Признание
На усадьбе порядок. К 200-летию Михаила Юрьевича Лермонтова удалось сделать очередной рывок. Построен роскошный музейно-просветительский центр, где есть большой выставочный зал, гостиница для посетителей, приехавших не на день (что за день можно понять про гения?).
Вышли в свет «Тарханская энциклопедия», альбом «Лермонтов - художник» и еще ряд прекрасных изданий. В день рождения Лермонтова в «Тарханы» прилетал Президент России Владимир Путин – это ли не признание значимости музея-заповедника?
А в 2015 году Тамаре Михайловне Мельниковой была вручена Государственная премия… Остается только удивляться тому, как она сумела в момент получения награды перевести все на Лермонтова.
С величайшим Достоинством, не спеша, прошла по красной дорожке Георгиевского зала, приняла из рук президента России награду, поблагодарила и обратилась ко всем с такими словами:
– Лермонтов неисчерпаем и современен. Я приведу одно его высказывание: «Мы должны жить своею самостоятельною жизнью и внести свое самобытное в общечеловеческое. Зачем нам все тянуться за Европою и за французским? . . .Я многому научился у азиатов, и мне бы хотелось проникнуть в таинство азиатского мировоззрения. Там, на Востоке, – тайник богатых откровений».
По выражению лиц людей, сидящих в зале, было видно, что многие поражены - слова Лермонтова звучали так, как будто их говорил человек, который вместе с нами живет и дышит.
А в этом и есть смысл работы Тамары Михайловны: сделать Лермонтова понятным, близким, дорогим для как можно большего количества людей. Она уверена:
– У того, кто читает Лермонтова, все в жизни складывается хорошо.
Когда спрашиваешь, как ей удается справляться с такими огромными задачами, столько лет держать музей на высоком уровне, так мудро управлять огромным коллективом в 160 человек, успевать заниматься семьей, хозяйством, постоянно совершенствоваться, она отвечает:
– Лермонтов. Он дает мне силы.