Версия для слабовидящих
Logo
Весенний слайд. Апрель. Центральный вид

О проекте

Тысячи почитателей гения Лермонтова ежегодно приезжают в «Тарханы» поклониться памяти поэта. С размещением представительства музея в сети Интернет возможность познакомиться с музеем, появится у еще большего количества людей.
Меню
  • Музей
  • События
  • М.Ю. Лермонтов
  • Фонды
  • Издания, публикации
  • Услуги
  • Премии и конкурсы
  • Пушкинская карта
  • Медиа
  • Доступная среда
  • Схема проезда
Купить билет
Оценить работу музея-заповедника «Тарханы»

Виртуальная экскурсия по музею «Тарханы»

  • Главная
  • ›
  • М.Ю. ЛЕРМОНТОВ
  • ›
  • ВОСПОМИНАНИЯ СОВРЕМЕННИКОВ
  • ›
  • А.И. Герцен. Из статьи "Русская литература: Михаил Лермонтов"

А.И. Герцен. Из статьи "Русская литература: Михаил Лермонтов"



Ге Н. Портрет Герцена. 1867

Рядом с Пушкиным стоит другой поэт — его младший современник, потомок одного из виднейших родов русской аристократии1. Как и большинство русских дворян, он с юных лет служил в гвардии. Стихотворение, написанное им на смерть Пушкина, повлекло за собою ссылку на Кавказ: Лермонтов так глубоко полюбил тот край, что в известном смысле его можно считать певцом Кавказа.

Жизнь Лермонтова, хотя он обладал полной материальной независимостью — этим редким для поэтов даром судьбы, — была тем не менее сплошной цепью страданий, о чем достаточно красноречиво говорят его стихотворения. Преданный и открытый в дружбе, непоколебимый и бесстрашный в ненависти, он не раз должен был испытать горечь разочарования. Слишком часто отторгали его от друзей истинных, слишком часто предавали его друзья ложные. Выросший в обществе, где невозможно было открыто высказать все, что переполняло его, он был обречен выносить тягчайшую из человеческих пыток — молчать при виде несправедливости и угнетения. С душою, горевшей любовью к прекрасному и свободному, он был вынужден жить в обществе, которое прикрывало свое раболепие и разврат фальшивым блеском показного великолепия. Первая же попытка открыто выразить бурлившее в его душе яростное возмущение — ода на смерть Пушкина — навлекла на него изгнание. Путь активной борьбы для него был закрыт, единственное, чего у него не могли отнять, был его поэтический гений, и теперь, когда душа его переполнялась, он обращался к поэзии, вызывая к жизни полные мучительной боли звуки, патетические мелодии, язвительную сатиру или любовную песнь. Его произведения — это всегда правдивое выражение глубоко пережитого и до конца прочувствованного, всегда внутренняя необходимость, порожденная какой-то особой ситуацией, особым импульсом, что, как заметил Гете, всегда служило отличительным признаком истинной поэзии.

Лермонтов находился под сильнейшим влиянием гения Пушкина, с чьим именем, как мы уже сказали, связано начало его литературной известности. Но Лермонтов никогда не был подражателем Пушкина. В отличие от Пушкина Лермонтов никогда не искал мира с обществом, в котором ему приходилось жить: он смертельно враждовал с ним — вплоть до дня своей гибели. День 14 декабря 1825 г., который завершил собою период относительно мягкого царствования Александра, допускавшего некоторые ростки либерализма, и кровавым террором возвестил становление деспотического режима Николая, стал переломным днем в жизни России, в русской литературе. Пушкин в то время находился в зените славы; Лермонтов только вступал в литературу. <...>2

Лермонтов принадлежит к числу поэтов, которых принято называть «субъективными». Его произведения отражают прежде всего его собственный внутренний мир — его радости и печали, его надежды и разочарования. Герои Лермонтова — часть его самого; его стихотворения — самая полная его биография. Все это отнюдь не следует понимать в том смысле, что он был лишен качеств объективного поэта. Ничего подобного. Многие его произведения — «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», например, — доказывают, что он в полной мере обладал умением создавать характеры, никак не подсказанные его собственным. Но он принадлежал к тем натурам, в чьих сердцах все струны, связывающие их с эпохой, звучат с такой неистовой силой, что их творческий гений никогда не может полностью освободиться от личных переживаний, впечатлений, раздумий.

Подобные натуры обычно появляются в периоды упадка устоявшихся форм общественной жизни, в переходное время, когда в обществе господствует скептицизм и нравственное разложение. Кажется, что в такие времена в них одних находят убежище чистейшие идеалы человечества; только их устами они провозглашаются. Они клеймят пороки общества, обнажая свои собственные раны, ошибки и внутреннюю борьбу, и в то же время они искупают и исцеляют этот прогнивший мир, раскрывая красоту и совершенство человеческой натуры, в тайны которой может проникнуть только гений. В их творчестве слиты воедино эпос и лирика, действие и размышление, повествование и сатира. Барбье и более всего Байрон представляют этот тип поэта; оба они, как и Пушкин, оказали на Лермонтова немалое влияние. Пушкин научил его тайнам русского стиха; подобно Байрону он глубоко презирал общество; у Барбье он учился сатире и чеканным формам ее выражения. Но влияния эти ни в малейшей степени не подавили его самобытности, скорее, напротив, они лишь усилили и отточили ее.

Что, однако, особенно примечательно в творчестве Лермонтова — это реализм, который, как мы уже говорили в нашей статье о Пушкине, составляет, пожалуй, наиболее характерную черту русской литературы вообще. Обладая живой и впечатлительной натурой, громадной наблюдательностью, удивительной способностью впитывать в себя впечатления других, русские обладают, по-видимому, всеми необходимыми свойствами, чтобы реализм — эта несомненная основа сегодняшнего искусства — получил широкое развитие в их литературе. Лермонтов, куда бы он ни обращал мысль, всегда остается на твердой почве реальности, и этому-то мы и обязаны исключительной точности, свежести и правдивости его эпических поэм, равно как и беспощадной искренности его лирики, которая всегда есть правдивое зеркало его души.

Примечания

1 Явное преувеличение. Отец поэта лишь в 1825 г. начал хлопоты о внесении себя и сына в книгу тульского дворянства. О родословной Лермонтовых см.: ЛЭ, с. 467 — 468 и вклейка между с. 464 и 465.

2 Далее в английском подлиннике следовала обширная цитата из труда «О развитии революционных идей в России» (Герцен, т. VII, с. 224 — 226).

Источник: Герцен А.И. Из статьи "Русская литература: Михаил Лермонтов" // М.Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников. М., 1989. С. 135 — 137.

ДЛЯ СПРАВКИ

Александр Иванович Герцен (25 марта (6 апреля) 1812, Москва — 9 (21) января 1870, Париж) — русский публицист, писатель, философ, педагог, принадлежащий к числу наиболее видных критиков крепостнической Российской империи.

‹ Назад

Категории


  • Е.П. Ростопчина. Из письма к Александру Дюма
  • Е.А. Шан-Гирей. Воспоминание о Лермонтове
  • С.Т. Аксаков. Из "Истории моего знакомства с Гоголем"
  • И.В. Анненков. Несколько слов о старой Школе гвардейских прапорщиков и юнкеров. 1831
  • В.И. Анненкова. Из воспоминаний
  • А.П. Арапова. Н.Н. Пушкина-Ланская
  • В.Г. Белинский. Выдержки из писем и статей [о Лермонтове]
  • А.Х. Бенкендорф. Докладная записка о стихотворении Лермонтова "Смерть поэта" с резолюцией Николая I
  • В.В. Боборыкин. Три встречи с М.Ю. Лермонтовым
  • Фр. Боденштедт. Воспоминания из моей жизни
  • Фр. Боденштедт. Из послесловия к переводу стихотворений Лермонтова
  • К.В. Браницкий. Из предисловия к книге "Славянские нации"
  • А.Я. Булгаков. Из дневника
  • А.И. Васильчиков. Несколько слов в оправдание Лермонтова от нареканий Г. Маркевича
  • А.И. Васильчиков. Несколько слов о кончине М.Ю. Лермонтова и о дуэли его с Н.С. Мартыновым
  • П.Ф. Вистенгоф. Из моих воспоминаний
  • П.А. Вяземский. Из письма к А.Я. Булгакову
  • П.А. Вяземский. Из "Записной книжки"
  • П.П. Вяземский. Из воспоминаний
  • А.И. Герцен. Из книги "Былое и думы"
  • А.И. Герцен. Из статьи "Русская литература: Михаил Лермонтов"
  • А.В. Дружинин. Из статьи "Сочинения Лермонтова"
  • А.Д. Есаков. Михаил Юрьевич Лермонтов
  • А.З. Зиновьев. Воспоминания о Лермонтове
  • А. Корсаков. Заметка о Лермонтове
  • М.А. Корф. Из дневника
  • Я.И. Костенецкий. Из воспоминаний
  • А.А. Краевский. Воспоминания
  • В.И. Красов. Из письма Краевскому А.А., июль 1841
  • Н.Б. Лобанов-Ростовский. Из записок


Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры Государственный Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы»
442280, Пензенская область, Белинский район, с. Лермонтово, ул. Бугор, д. 1\1
Телефон: 8 (84153) 35601, 8 (937) 4035031
e-mail: mustarhany@mail.ru
ИНН 5810001139
Порядок обработки персональных данных
Способы оплаты

Карта сайта

  • Главная
  • Музей
  • События
  • М.Ю. Лермонтов
  • Фонды
  • Пушкинская карта
  • Выставки
  • Медиа

Поиск

Социальные сети

План усадьбы

План усадьбы Скачать карту (JPG-286 Кбит)

 
© Музей-заповедник "Тарханы".
Разработка сайта – WAYDEV
Логотип радиостанции Орфей
Год театра в России
Ссылка на сайт Объясняем.рф
Логотип добровольцыроссии.рф