Заместитель директора Государственного Лермонтовского музея-заповедника «Тарханы» Надежда Потапова выступила с докладом на заседании круглого стола Государственного Эрмитажа
Ежегодно в начале апреля отдел туризма и специальных программ Государственного Эрмитажа собирает на своей площадке ведущих представителей российских и зарубежных музеев, высших учебных заведений и туриндустрии для обсуждения новых форм работы с посетителями, перспектив сотрудничества музеев с туристическими организациями и обмена новаторским опытом.
XIX круглый стол «Музей и проблемы культурного туризма» прошел в этом году в формате zoom-конференции.
В его работе приняли участие специалисты из разных регионов нашей страны, а также из Италии, Азербайджана, Украины, Латвии. Было представлено свыше сорока докладов. Эксперты обсудили не только новые туристические маршруты и экскурсионные программы, но и широкие возможности социальных сетей для продвижения музейных проектов и выставок, способы «завоевания» виртуального посетителя с учетом уроков пандемии.
С докладом, посвященным способам включения объектов нематериального культурного наследия в смысловое пространство музея, выступила заместитель директора Государственного Лермонтовского музея-заповедника «Тарханы» по экскурсионной и просветительской работе Надежда Потапова.
«Как сделать музей живым? Как представить досуговые элементы эпохи?» – эти и другие вопросы решали сотрудники музея, реализовывая принципы «ансамблевого метода», предполагающего на основе памятников, ландшафтов, экспозиционного комплекса заповедника воссоздать черты быта, досуга, обычаев лермонтовского времени с привлечением посетителей к активному участию в реконструированной действительности.
С учетом того, что музей «Тарханы» является памятником русской культуры конца XVIII – начала XIX века и объединяет два начала – народное и дворянское, сначала необходимые элементы появились в людской избе, где за ткацкими станками, первоначально считавшимися статичными экспонатами, начали работать ткачихи, а в доме ключника за гончарный круг сели гончары. Затем возникла идея создания театрализованного представления с элементами бала лермонтовского времени, – поделилась с коллегами опытом работы музея в этом направлении Надежда Константиновна.
В своем докладе она рассказала о том, как воплощали эту смелую идею в «Тарханах»: от работы над сценарием, включения в него лермонтовских текстов, определения круга участников бала из сотрудников музея и приглашения профессионального хореографа, до оформления бального зала.
Совсем иная нравственная ценность заложена в народных песнях, которые тоже сыграли огромную роль в формировании эстетического и художественного вкуса Лермонтова. Тарханские песни, записанные сотрудником музея co слов старожилов, были введены в репертуар фольклорного коллектива. На глазах Лермонтова-мальчика была сыграна не одна крестьянская свадьба, поэтому восстановление старинного обряда в «Тарханах» стало просто необходимым. Были реконструированы и все народные праздники: они во многом повторяют аналогичные российские, но включают отдельные элементы, характерные именно для Лермонтовских Тархан.
Сегодняшние «Тарханы» – это не только хранилище памяти о великом поэте, но и прекрасная иллюстрация усадебной культуры лермонтовского времени. Заповедник восстанавливается как живой организм, во всем многообразии элементов усадебной жизни века. В музее в полном объеме воссоздали среду, в которой Лермонтов вырос и получил важнейшие жизненные впечатления, питавшие его творчество, – завершила свое выступление Надежда Потапова.