
Начало: 28 марта 2019
Окончание: 22 апреля 2019
28 марта в Елабужском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике» состоялось открытие выставки: «Мода, престол которой в Париже…». Выставка повествует об изменениях модных тенденций с начала XIX столетия и до 1860-х годов позапрошлого столетия.
Из XVIII века в XIX-й перешла мода на платья прямоугольного силуэта с очень завышенной линией талии в стиле ампир. Но уже в начале 1820-х годов возвращается жесткий корсет, а под платье надевают накрахмаленные нижние юбки. Правда, платья становятся чуть короче и напоминают неширокий колокол. К началу 1830-х женская мода вступает в эпоху романтизма. Появляются платья с опущенной линией плеча, объемными, значительно расширенными в верхней части рукавами и широкой юбкой длиной до щиколотки. Моду на тонкую талию поддерживали корсетами: объемные рукава и юбка с несколькими накрахмаленными подъюбниками (иногда их количество доходило до восьми) только усиливали эффект.
В 1851 году появился кринолин – очень широкая юбка на металлических обручах. К 1860-м годам юбка достигла внизу двух с половиной – трех метров в диаметре. Это было крайне неудобно, современные кареты не вмещали в себя дам с такими юбками. К тому же было много курьезных случаев. В одном из модных журналов писали, что в открытое окно в комнате, где сидели дамы в кринолинах, ударила молния и попала в металлический обруч юбок, ткань на них загорелась, и дамы, хотя и не пострадали, страшно перепугались.
Большое значение играли аксессуары: шляпа, перчатки, зонтик, ювелирные украшения. В экспозиции представлен альбом цветных литографий с парижскими модами начала 1860-х годов из фондов музея-заповедника «Тарханы». Картинки из этого издания показывают разнообразие модных нарядов и их ассортимента по назначению: это и утренние одежды, и костюмы для прогулок, и вечерние туалеты.
Мужская мода, в сравнении с женской, была менее изменчива, более консервативна, но и мужчинам приходилось придерживаться модных тенденций.