Начало: 08 июля 2024
Окончание: 18 августа 2024
Место размещения: Государственный Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы» (музейно-просветительский центр).
Совместный выставочный проект Государственного Лермонтовского музея-заповедника «Тарханы» и Центрального музея кино рассказывает о М.Ю. Лермонтове и «жизни» его произведений в кино.
Кино в Российской империи появилось в конце XIX века, спустя четыре месяца после первых парижских публичных показов синематографа братьев Люмьер. Уже в начале XX века зрители увидели фильмы по произведениям Лермонтова – «Песня про купца Калашникова» кинорежиссера Василия Гончарова и немой художественный короткометражный фильм «Боярин Орша». Всего в российском немом кино в 1909 – 1918 годах на лермонтовские темы было создано шестнадцать картин.
В течение не одного столетия к личности и экранизациям произведений поэта обращались разные режиссеры. В преддверии Великой Отечественной войны в 1941 году на экраны вышел фильм режиссера Сергея Герасимова «Маскарад», а в 1943 году Альбертом Гендельштейном был снят первый фильм о самом поэте.
В 1950-60-е годы на первый план в кинематографе выходит интерес к личности человека. Отсюда и ярко выраженная тематика «лишнего человека» в «Княжне Мэри» режиссера Исидора Анненского и лирическое начало в дилогии («Бэла» и «Максим Максимыч. Тамань») режиссера Станислава Ростоцкого. Подлинные кинематографические костюмы, созданные для фильмов Ростоцкого стали важным акцентом выставки.
Эпоха «Перестройки» на выставке представлена двумя векторами кинематографического развития: модернистского – «Ашик-Кериб» Сергея Параджанова и консервативного – «Лермонтов» Николая Бурляева, который снимался в музее-заповеднике «Тарханы». Помимо профессиональных актеров, были задействованы и жители села Лермонтово: бывший директор школы Валентин Степанников (играл дядю поэта) и сотрудница музея Ирина Ксенафонтова, исполнившая роль кормилицы.
Из дневника Бурляева: «Красиво, спокойно, светло работали мы в Тарханах, где все дышало памятью о Михаиле Юрьевиче. Работали на закате и на восходе, работали в доме и вокруг него, на пруду, подернутом золотой, под солнцем, тиной, на озере у церкви, в окрестных полях…».
К началу XXI века российский кинематограф становится полноценной индустрией. Возрождается интерес к историческим постановкам и экранизациям русской классики. В их числе можно упомянуть фильм «Печорин». Режиссер и автор сценария фильма Роман Хрущ писал: «До меня «Героя нашего времени» ставили пять или шесть раз. По моим наблюдениям это были постановки практически в соответствии с оригинальным текстом. Я решил отойти от канонов. У меня запечатлены последние мгновения жизни Печорина, когда на него, умирающего после дуэли, нахлынули самые яркие жизненные впечатления: любовь, война, споры о смысле жизни…».
Собрание эскизов, декораций костюмов, фотографий, рисунков, плакатов из фондов двух музеев наглядно продемонстрируют механику появления изобразительной основы фильмов, а также расстановки эмоциональных и драматургических акцентов в сюжете кинокартины, являющейся продуктом конкретной исторической эпохи.