Отзывы
,
Алексей Артемов так высказался о посещении усадьбы Михаила Юрьевича: Презреть Рай, где все стабильно, безопасно и предсказуемо. И уйти на поиски нового, неизведанного, за границы познанного - в том числе и известного Себя - это выбор «Демона» - как необходимой, неотступной части нашей души. Да, это влечет страдания. Это предполагает познать путь борьбы. Это максимально дискомфортно. Потому что основная борьба разгорается внутри. Со всей вытекающей в итоге депрессией, бессмысленностью всего и отстраненностью...Да, это неспособность найти свою любовь ни в ком...И это ад...Но это я. Это цена права выбора и свободы как этапа на большом Пути... Лермонтов не Пушкин. Курт Кобэйн не Пол Маккартни (афоризм от участников). В этот раз наше путешествие в Тарханы было максимально оголено: деревья, небо, пруд, лужайки - однотонны и как будто в ожидании нового смысла...Экскурсовод преподносит нам на блюдечке «зефирного» Михаила Юрьевича, приглаженного, почти в парике...Сразу вспоминается вся «зефирная» школьная литература, (редко кому везло с преподавателем) безликая и безвкусная. И мы начинаем задавать вопросы экскурсоводу (настроившись перед входом на владельца усадьбы, с позволением на «Дух свободы и познанья!») - и постепенно становится все горячее и все интереснее. И история семьи Лермонтовых открывает свои глубокие конфликты и противоречия, благодаря которым все более живыми и родными становятся «люди с портретов», и все проще становится говорить о подобных проблемах из себя... Десять часов путешествия пролетели как мгновение. Группа работала в трех мета-пространствах: род Лермонтовых и символика усадьбы, Барский дом и личная жизнь Михаила, лекционный зал и подробный разбор произведения «Демон». Мне запомнилась цитата Лермонтова: «Дело не в том, чтобы в жизни было больше дней, а в том, чтобы в днях было больше жизни.» Присоединяйтесь! |
|
, Елена
, Елена Николаевна Крутова
,
Летние поездки, деловые и личного характера по родному краю и в сопредельные губернии пришлись на время дождей. И не холодно, но постоянная изморось сбивала радужное летнее настроение: прическа не держится, зонт и куртка как постоянные атрибуты не вдохновляют. А дождь как будто играл с нами: то догонял, то обгонял, то просто нудно сопровождал и сумел-таки заставить настроиться на лирический лад, остановиться, оглянуться, прикоснуться...
В российской глубинке, вдали от мегаполисов совсем другой ритм жизни, и там кроются такие знаковые места, связанные с нашей исторической памятью, и красоты вечной, которую мы, люди, не сумели испоганить. Более того, появились истинные хранители, защитники и меценаты! Дай-то бог! Лермонтовские Тарханы под Пензой поразили масштабностью и величием проекта: не просто музей, не только огромная экспозиция, но действительно заповедник - нечто воссозданное, оберегаемое и изучаемое. Попадаешь туда в любом настроении, в душе отзываются неведомые тебе самому струны, меняют состояние твое, подчиняют себе и ведут. Ведовство на самом деле, просто по определению)) |
|
, Алина
Ответ администратора
Начнем с отсутствия пояснений к экспонатам в барском доме.
Весь комплекс музея подчинен основным принципам ансамблевого метода, который предполагает не только воссоздание архитектурного и природного ансамблей усадьбы, но и возвращение всем памятникам исторических функций.
«Тарханы» — это не просто музей, это живая усадьба, которая отражает реалии арсеньевско-лермонтовского времени в их традиционно сложившейся исторической среде. Экспозиционный комплекс — яркий тому пример. Барский дом — это не музей с этикетажем, а дом, в котором М.Ю. Лермонтов провел половину своей жизни, дом, который буквально перед Вашим приходом «покинули» его хозяева. Именно поэтому нет этикетажа, нет привычных для музея веревочек и т.д.
Посетителям мы предлагаем буклеты, которые рассказывают о назначении каждой комнаты и экспонатах. Искренне жаль, но, вероятно, наши сотрудники не предложили Вам их в помощь.
По поводу приема одиночных посетителей и экскурсионных групп: и для тех, и для других предлагается экскурсионное обслуживание. Если одиночный посетитель не готов оплатить его, то формируется группа (не менее 10 чел.), в определенное время для которой назначается экскурсия. Т.е. получается, что собирается такая же организованная экскурсионная группа. Если одиночный посетитель не имеет возможности ждать, он, конечно, может самостоятельно осмотреть комплекс. Но при входе в экспозиции организованной группы (особенно в сезон, когда идет поток групп), у которой прописано определенное время начала и завершения экскурсии, наши смотрители рекомендуют одиночным посетителям пройти в другие залы, потом вернуться и досмотреть то, с чем не удалось ознакомиться. И дело совсем не в том, что одиночный посетитель «не дай бог услышит что-то». Важно, чтобы люди не мешали друг другу. Далеко не всегда, посетитель, оплативший экскурсию, согласен на то, чтобы к его группе кто-то присоединился.
Но при всем при этом, мы не считаем, что одиночный посетитель, не взявший экскурсию, для нас неважен. Это не так. Мы должны и стараемся сделать и его пребывание в музее комфортным. Как показывает практика, не всегда это удается, потому искренне благодарим Вас за присланное письмо. Будем работать!
Ну, и наконец, вопрос о копиях. Да, в музейной практике нередко возникает необходимость воспроизвести музейный предмет (письма, портреты, картины) с целью демонстрации в экспозиции в случае невозможности экспонирования подлинника. Копии есть и в Тарханах.
Но Вы очень-очень ошибаетесь, говоря об их преобладании.
Обращаем внимание, что вся обстановка, все предметы мебели, представленные в барском доме, это предметы эпохи, предметы начала XIX века. Среди них есть мемориальные вещи. Да, их немного, чему тоже есть объяснение.
Здесь важно представить историю музея. После смерти бабушки Лермонтова (1845) в Тарханах жили управляющие, которые нисколько не заботились о сохранении этого места. Только один из них — П.Н. Журавлев — принял меры по сохранению. Целый ряд предметов и личных вещей М.Ю. Лермонтова он отправил в Петербург. Здесь был открыт первый музей поэта. С одной стороны это спало их от уничтожения, с другой — они навсегда покинули Тарханы. Сегодня эти предметы и рукописи хранятся в ИРЛИ РАН и никогда не вернутся в фондовое собрание музея (ИРЛИ не отдадут их просто, и это только один пример). Но это неважно, ведь главное, что они сохранились для миллионов поклонников Лермонтова!
Если описывать советское время «Тархан», то судьба усадьбы очень печальна. Она пришла в полный упадок, дом использовался для хранения зерна, на втором этаже был курятник, на первом этаже был обустроен какое-то время свинарник и т.д. Подумайте, сколько было потеряно в это время!
Однако, спустя годы, многое удалось восстановить, воссоздать и, к сожалению, немногое найти. Лермонтов прожил всего 26 лет, к тому же был военным, жизнь которого «прошла» в дороге (изъездил 41 000 верст за 26 лет, Пушкин за 37 лет — 41 500 верст). Потому все, что дошло до нас, можно пересчитать по пальцам, потому так все это бесценно для всех хранителей лермонтовских реликвий.
Вы абсолютно правы, что «от страницы, вышедшей из-под пера поэта, исходит совершенно особая энергия». Уверяем Вас, она есть в Тарханах, жаль, что Вам не удалось ее ощутить среди оригинальных работ М.Ю. Лермонтова-художника, относящихся к разным годам жизни поэта («Кавказский вид возле селения Сиони», «Андрей Первозванный», рисунки из альбома Нарышкиных, рисунок из альбома Солнцевых), личных предметов поэта, книг из круга его чтения и его рукописей и т.д.
,
Хотим сказать большое спасибо тем, кто организовал для нас эту сказку! В первую очередь, Виктории, которая провела нам миниэкскурсию и предоставила красивейшего коня для фотосессии! Она настоящий профессионал, подсказывала нам, как правильно вести себя с животным, как держать, гладить, чтобы было эстетично, и чтобы коню мы нравились (мы-то в него сразу влюбились))!
Олеся и Константин
,
Хочу выразить благодарность за возможность общения с лошадью и даже собакой! Мы получили замечательные кадры!
Алла Неседкина, фотограф
,
В гостях у Лермонтова – в «Тарханах»
Как мы ждали эту поездку! Так хотелось вновь побывать (а была я там 24 года назад, будучи студенткой педагогического колледжа) в знаменитом имении бабушки Лермонтова Елизаветы Алексеевны Арсеньевой, в котором прошли детские годы поэта.
И вот, наконец, мы в Лермонтовском музее-заповеднике «Тарханы». Красота неописуемая…Ощущение умиротворенности и покоя, внутренней чистоты и волшебства. Все здесь дышит историей и литературой.
Экскурсия длилась более двух часов, но время пролетело незаметно. Вместе с экскурсоводом мы посетили барский дом, людскую избу, дом ключника, мельницу. Прошлись до Дальнего сада, теплицы, Большого пруда, прогулялись по паркам, были у знаменитого дуба, лицезрели верховую езду барышень в нарядах.
В музее хранится много подлинных рисунков М. Лермонтова, его рукописи. Мы даже воочию видели почерк поэта, сравнили написание букв.
Все в музее хранится очень бережно и с любовью.
Территория чистая, ухоженная, с прекрасными цветниками. А воздух… изумительно чистый воздух был полон медового запаха цветов, сена и роз. Любовь и гармония царят на всей территории усадьбы.
От экскурсовода мы узнали, как трогательно были привязаны друг к другу бабушка Елизавета Арсеньева и внук Мишенька. Как много Елизавете Алексеевне пришлось пережить: смерть мужа в возрасте сорока двух лет, единственной дочери, а потом и смерть единственного внука…
Посетили мы и церкви Марии Египетской, Михаила Архистратига, склеп-усыпальницу — фамильный некрополь Арсеньевых-Лермонтовых. Побывали в сувенирной лавке, на ярмарке, посвященной Яблочному Спасу.
«ТАРХАНЫ» — место действительно уникальное, интересное и красивое!!! Мы очень благодарны за эту поездку!
Л.И. Вахтина,
работник «Комбината благоустройства и лесного хозяйства»
г. Заречного Пензенской области
,
Дарья Назарова поделилась с нами своими эмоциями:
, Polina Yermakova
На протяжении июля я посещала тренировки по верховой езде под руководством Пануриной В.М.
Я хочу выразить благодарность Виктории Марковне Пануриной за профессионализм и чуткое восприятие потребностей клиентов!
С уважением, Ермакова П.В.