"Лермонтов принадлежал к числу немногих избранных душ, для которых еще здесь на земле приподнялась завеса вечности, так что они могли смело заглянуть в недоступный для обыкновенных людей мир… Такие души всегда являются РЕЛИГИОЗНЫМИ ― в полном и настоящем смысле слова; они постоянно чувствуют свое "Я" частью единой высшей силы, одухотворяющей вселенную, ― чувствуют в себе и вокруг себя присутствие этой силы, и способны, более или менее часто, к близкому и интимному общению с ней; для них отказаться от Бога ― значит отказаться от самих себя".
С. Шувалов. Лермонтов и христианство. 1914 г.
Писана маслом на доске (размер 127 x 61 см).
Мастер неизвестен.
Начало XIX века.
Михаил Архангел – один из семи архангелов, вождь небесного воинства в борьбе с темными силами ада, победитель сатаны. Его почитание как покровителя в воинских делах восходит в христиансrой церкви к древнеqшим временам. Изображается Архистратиг во весь рост, в одежде воина над поверженным в прах сатаной.
Для Е.А. Арсеньевой Михаил Архангел был одним из самых почитаемsх святых, ибо являлся покровителем и ее внука, и ее мужа Михаила Васильевича, о котором, она, несмотря на драматические обстоятельства его смерти, сохранила светлую память и писала, что нрав ее внука “и свойства совершенно Михаила Васильевича, дай Бог, чтоб добродетель и ум его был”.
Известны два “облика” иконы, о которой идет речь. Они сильно различаются между собой. До реставрации иконы в 1972 году все изображение было выполнено в темных тонах, а трактовка образа святого была более жесткой, воинственной: тяжелые доспехи, щит, меч, мужественный облик архангела (мускулистые руки и шея). Главный же признак позднего (конца XIX века) письма – глаз на груди (всевидящее око).
В 1972 году при реставрации предполагалась лишь очистка иконы от грязи, но при первой же пробе в “окошке” появились чистые и яркие тона старой живописи. После долгой и тщательной работы Михаил Архангел предстал во всей своей первоначальной красоте. На красноватом, грозовом фоне со сверкающими молниями он изображен во весь рост в полном воинском облачении – кольчуге и латах, с перевязью на груди крест-накрест; в левой руке щит и финиковая ветвь, в правой меч, за спиной видны крылья, на голове шлем в виде епископской шапки (митры). Но у Архангела нежное лицо, округлые подбородок и щеки, большие темные сияющие глаза под ровными бровями обращены вверх. Над головой его сияет надпись “Архангел Архистратиг Михаил”. В левом верхнем углу святое воинство: ангелы в шлемах. По композиции и манере исполнения икона близка к картине В.Л. Боровиковского “Михаил Архангел”. Обращает на себя внимание итальянское лицо святого. Единый стиль, в котором исполнены иконы Богоматери и Михаила Архангела подтверждают предположение о том, что они были заказаны Арсеньевой хорошему столичному мастеру, знавшему европейскую живопись и пользовавшемуся ее образцами.
Слева внизу на лицевой стороне иконы надпись: “Обличие Архангела Михаила списано с портрета М.Ю. Лермонтова работы Ф. Будкина”.
По просьбе сотрудников музея она оставлена реставраторами в 1972 году, так как широко вошла в литературу о Лермонтове, хотя сделана по современной орфографии и относится, по всей вероятности, к 1930-1940 гг.
Источник: Тарханская энциклопедия, л. 113-114.
Легенда об иконе святого покровителя М.Ю. Лермонтова