Мемориальная икона из тарханского барского дома. Названа так по надписи, сохранившейся на иконе: “Аз Споручница грешных к моему сыну...” и служит выражением благодатной любви Богородицы к грешному роду человеческому. Празднование в честь этой иконы совершается 20 марта (7 марта по ст.ст.) и 11 июня (29 мая по ст.ст.).
Иконография тарханской иконы традиционна: Богоматерь изображена с младенцем на левой руке, который обеими своими руками держит ее за правую руку. Главы Богоматери и Младенца увенчаны коронами.
История иконы: последней владелицей Тархан была М.В. Каткова, внучка родного брата Е.А. Арсеньевой Афанасия Столыпина. У нее в Тарханах было двое воспитанников – Даша Гусарова и Саша Беликов.
М.В. Каткова жила в Петербурге, в тарханское имение наведывалась время от времени. Известен ее приезд накануне 100-летнего юбилея со дня рождения поэта, к которому по ее распоряжению в Тарханах были проведены серьезные работы по благоустройству, ремонту обеих церквей и барского дома. В этот приезд М.В. Каткова благословила Гусарову и Беликова на брак иконой “Богоматерь Споручница Грешных”.
Обстоятельства сложились так, что в 1918 году Беликовы вынуждены были из Тархан уехать в Саратовскую губернию. С собой взяли самое необходимое и дорогое. В числе прочего была взята и икона, которой они очень дорожили и почитали как “барынино благословение”, никогда не вынимали из сундука, держали завернутой в холст.
От Дарьи Евстигнеевны икона досталась сестре Евдокии, сохранялась в ее доме и по наследству перешла к внуку В.А. Севирионову, от которого и стала известна история иконы. 27 июля 1995 года в день памяти М.Ю. Лермонтова В.А. Севирионов передал икону в дар Лермонтовскому музею-заповеднику “Тарханы”. После трехлетней реставрации, проведенной Г.В. Сальковым, икона была помещена на втором этаже барского дома, в комнате М.Ю. Лермонтова.
Религиозность являлась неотъемлемой частью духовной культуры 1-ой половины XIX века. В тарханском доме М.Ю. Лермонтов с детства соприкасался с религиозно-молитвенным обиходом, в произведениях поэта описаны “икона золотая”, “свет трепетной лампады образной”, “в углу переднем фольга образов”, “луч лампады, кивот и крест, символ святой...”. А в стихотворении молитва поэт обращается к образу Богоматери:
Я, Матерь Божия, ныне с молитвою
Пред твоим образом, ярким сиянием,
Не о спасении, не перед битвою,
Не с благодарностью иль покаянием,
Не за свою молю душу пустынную,
За душу странника в свете безродного;
Но я вручить хочу деву невинную
Теплой заступнице мира холодного.
Окружи счастием душу достойную;
Дай ей сопутников, полных внимания,
Молодость светлую, старость покойную,
Сердцу незлобному мир упования.
Срок ли приблизится часу прощальному
В утро ли шумное, в ночь ли безгласную.
Ты восприять пошли к ложу печальному
Лучшего ангела душу прекрасную.
Литература: Тарханская энциклопедия, л.109-110.
Автор: В.П. Ульянова.