Теплица в «Тарханах» существовала с конца XVIII века, т.е. с того времени, как Елизавета Алексеевна и Михаил Васильевич Арсеньевы, купив поместье в 1794 году, создали барскую усадьбу. Обустройством занимался Михаил Васильевич. К делу он подходил основательно, все запланированные им постройки имели крепкую практическую основу.
Так и теплица была устроена по самым передовым правилам того времени. Она разместилась в Среднем саду, на склоне оврага, где четырехметровый выступ закрывал сооружение от северных ветров, а открытое пространство в южную сторону обеспечивало много солнечного тепла. Идеальное место для теплицы!
Здание претерпело много изменений за свою историю. М.Ю. Лермонтов в 1840 году в стихотворении «Как часто пестрою толпою окружен» рисует такую картину:
Уже после смерти Е.А. Арсеньевой новые владельцы усадьбы или их управляющие восстанавливали теплицу, превращали ее в загон для овец. В 1918 — 1919 годах ее вообще разобрали.
Вновь она была восстановлена на прежнем месте уже музеем – в 1968 году. Занимался этим непростым делом архитектор Ф.Г. Дубровин. В объяснительной записке к проекту он указал:
Новая увеличенная теплица приобрела размеры в соответствии с историческими «тарханскими» размерами – ее площадь 166,5 м2. Здание имеет отапливаемый пристрой площадью 11,2 м2 с бытовым помещением площадью 7,9 м2 и два больших помещения площадью 72,3 м2 и 75,1 м2. Средняя высота потолков – 3 м. Кровля – металлические перекрытия со стеклом. Стены и полы в теплице кирпичные, а стойки и двери – деревянные. Для проветривания используются ажурные кованые двери.
Теплица используется для производства выгонки и выращивания горшечных цветов в экспозиции музея, рассады редких декоративных культур начала XIX века для открытого грунта, это – лилии, хризантемы, тюльпаны, нарциссы, гиацинты, мирты, лимон, пальмы, карделины, криптомерии, гранат, бегония, гортензия, герань и др.
Выращивают здесь и зелень: укроп, сельдерей, петрушку, лук, кресс-салат, а также лекарственные травы: эстрагон, чабрец, валериану, лаванду, мяту, базилик, календулу, ревень, шалфей, девясил, алтей, руту и др.
В настоящее время теплица является и объектом экспозиционного показа с рассказом о цветочном оформлении усадеб начала XIX века.
Состояние здания, как и других объектов на территории музея-заповедника, находится под постоянным контролем. В 2017 году оно было обследовано специалистами института ООО «Наследие» (г. Пермь). Ими зафиксировано, что несущие деревянные конструкции стропильной системы стеклянной кровли имеют поражения гнилью и грибком, выявлено нарушение лакокрасочного покрытия. Нет системы отвода дождевых, талых и грунтовых вод, вследствие чего происходит подтопление кирпичных полов в осенний и весенний периоды.
В том же году начались подготовительные работы: была составлена научно-проектная документация, проведены историко-культурная экспертиза, необходимые согласования. Средства на проведение работ выделены из федерального бюджета в форме целевой субсидии.
Реставрацию провели специалисты ООО «Модуль» (г. Пенза) в августе — сентябре 2019 года. В первую очередь они взялись за устройство пристенной дренажной системы вокруг здания. По периметру объекта были отрыты до подошвы фундаменты, в образовавшуюся траншею послойно уложены песок, щебень и дренажные трубы. Весь этот «пирог» обернут в нетканое полотно (геотекстиль) для предотвращения заиливания системы.
После этого были смонтированы дренажные и перепадной колодцы, выполнен поверхностный дренаж из бетонных лотков и устроен выпуск вод пристенного и поверхностного дренажей.
Следующим этапом стали трудоемкие работы по замене всех деревянных конструкций стропильной системы стеклянной кровли. Новые элементы были обработаны специальными пропитывающими составами для увеличения огнестойкости и предотвращения развития биологических поражений.
Наконец, была восстановлена стеклянная кровля с двойным остеклением для предотвращения появления конденсата на внутренней поверхности стекол.
Последним этапом явились работы по отделке внутренних помещений, фасадов, оконных и дверных блоков, восстановление кирпичной отмостки и дорожек.
Реставрация, проведенная на высоком профессиональном уровне, позволила предупредить разрушение отдельных элементов и вернуть памятнику экспозиционный вид на долгие годы.
Так и теплица была устроена по самым передовым правилам того времени. Она разместилась в Среднем саду, на склоне оврага, где четырехметровый выступ закрывал сооружение от северных ветров, а открытое пространство в южную сторону обеспечивало много солнечного тепла. Идеальное место для теплицы!
Здание претерпело много изменений за свою историю. М.Ю. Лермонтов в 1840 году в стихотворении «Как часто пестрою толпою окружен» рисует такую картину:
И вижу я себя ребенком; И кругом
Родные все места: высокий барский дом И сад с разрушенной теплицей... |
Вновь она была восстановлена на прежнем месте уже музеем – в 1968 году. Занимался этим непростым делом архитектор Ф.Г. Дубровин. В объяснительной записке к проекту он указал:
Так как никаких графических материалов и литературных документов с описанием теплицы не найдено, проект разработан по старым усадебным образцам для удовлетворения действительной потребности музея-усадьбы М.Ю. Лермонтова в хозяйственных целях.
Новая увеличенная теплица приобрела размеры в соответствии с историческими «тарханскими» размерами – ее площадь 166,5 м2. Здание имеет отапливаемый пристрой площадью 11,2 м2 с бытовым помещением площадью 7,9 м2 и два больших помещения площадью 72,3 м2 и 75,1 м2. Средняя высота потолков – 3 м. Кровля – металлические перекрытия со стеклом. Стены и полы в теплице кирпичные, а стойки и двери – деревянные. Для проветривания используются ажурные кованые двери.
Теплица используется для производства выгонки и выращивания горшечных цветов в экспозиции музея, рассады редких декоративных культур начала XIX века для открытого грунта, это – лилии, хризантемы, тюльпаны, нарциссы, гиацинты, мирты, лимон, пальмы, карделины, криптомерии, гранат, бегония, гортензия, герань и др.
Выращивают здесь и зелень: укроп, сельдерей, петрушку, лук, кресс-салат, а также лекарственные травы: эстрагон, чабрец, валериану, лаванду, мяту, базилик, календулу, ревень, шалфей, девясил, алтей, руту и др.
В настоящее время теплица является и объектом экспозиционного показа с рассказом о цветочном оформлении усадеб начала XIX века.
Состояние здания, как и других объектов на территории музея-заповедника, находится под постоянным контролем. В 2017 году оно было обследовано специалистами института ООО «Наследие» (г. Пермь). Ими зафиксировано, что несущие деревянные конструкции стропильной системы стеклянной кровли имеют поражения гнилью и грибком, выявлено нарушение лакокрасочного покрытия. Нет системы отвода дождевых, талых и грунтовых вод, вследствие чего происходит подтопление кирпичных полов в осенний и весенний периоды.
В том же году начались подготовительные работы: была составлена научно-проектная документация, проведены историко-культурная экспертиза, необходимые согласования. Средства на проведение работ выделены из федерального бюджета в форме целевой субсидии.
Реставрацию провели специалисты ООО «Модуль» (г. Пенза) в августе — сентябре 2019 года. В первую очередь они взялись за устройство пристенной дренажной системы вокруг здания. По периметру объекта были отрыты до подошвы фундаменты, в образовавшуюся траншею послойно уложены песок, щебень и дренажные трубы. Весь этот «пирог» обернут в нетканое полотно (геотекстиль) для предотвращения заиливания системы.
После этого были смонтированы дренажные и перепадной колодцы, выполнен поверхностный дренаж из бетонных лотков и устроен выпуск вод пристенного и поверхностного дренажей.
Следующим этапом стали трудоемкие работы по замене всех деревянных конструкций стропильной системы стеклянной кровли. Новые элементы были обработаны специальными пропитывающими составами для увеличения огнестойкости и предотвращения развития биологических поражений.
Наконец, была восстановлена стеклянная кровля с двойным остеклением для предотвращения появления конденсата на внутренней поверхности стекол.
Последним этапом явились работы по отделке внутренних помещений, фасадов, оконных и дверных блоков, восстановление кирпичной отмостки и дорожек.
Реставрация, проведенная на высоком профессиональном уровне, позволила предупредить разрушение отдельных элементов и вернуть памятнику экспозиционный вид на долгие годы.