10 февраля 1966 года директором музея-усадьбы М.Ю. Лермонтова был назначен Арзамасцев Валентин Павлович. Во время его руководства активно проходил процесс совершенствования и обновления музея.
26 марта этого же года Министерство культуры РСФСР и Министерство Просвещения РСФСР издало приказ №190/67 «О мерах по улучшению обслуживания памятных мест Пензенской и Саратовской областей…» В нем говорилось, что в музее-усадьбе М.Ю. Лермонтова, являющемся национальной гордостью нашей страны, имеется много недостатков. В целях улучшения обслуживания посетителей музеев и памятных мест, а также использования музеев и памятников в учебно-воспитательной работе среди школьников, Управлению культуры Пензенского облисполкома было приказано:
В.П. Арзамасцев. Фотография. 1966 г. |
- разработать и осуществить в 1966-1967 годы мероприятия по восстановлению полной мемориальности музея-усадьбы М.Ю. Лермонтова;
- в 1967-1968 годах произвести ремонтно-восстановительные работы по историко-архитектурным памятникам.
Управлению музеев и охраны памятников:
- обеспечить контроль за ремонтно-реставрационными работами по музею усадьбе М.Ю. Лермонтова;
- с целью оказания помощи в реставрации направить туда специалистов НИИ музееведения, центральных научно-реставрационных мастерских и Гослитмузея.
Благодаря такому «толчку» со стороны Министерств в музее начались реставрационные работы.
Сложность работ заключалась в том, что изобразительных материалов по надворным постройкам на усадьбе Е.А. Арсеньевой почти не сохранилось. На гравюре М. Рашевского (1881 г.), выполненной по рисунку И Панова (1867 г.), и на картине маслом Н. Гарднера видна лишь часть хозяйственного двора, а из усадебных построек - только дом ключника. Было решено восстановить этот флигель. В 1966-68 годах на предполагаемом месте нахождения этого здания провели археологические раскопки, в результате которых были обнаружены части глиняной, фарфоровой, стеклянной посуды, кованые гвозди старинной формы, монеты первой половины 19 века и фигурка шахматного коня. После раскопок и изучения исторически сложившейся планировки усадьбы в 1968 году по проекту архитектора Ф.Г. Дубровина на северной стороне двора тарханской усадьбы появился флигель из круглых бревен, без наружней и внутренней отделки, с тесовой крышей, на кирпичном фундаменте со старинной плетневой завалинкой.
Первая экспозиция в доме ключника «Быт тарханских крестьян лермонтовского времени» была создана в 1969 году. Авторы, В.П. Арзамасцев и Л.Я Дианова, определив ее как выставку, писали: «Цель выставки – показать тот материал, бытовой и этнографический, подобный которому Лермонтов мог наблюдать в Тарханах и который способствовал формированию его поэтического мировоззрения, отразился в творчестве поэта или мог послужить толчком к созданию образов крестьян».
На выставке были представлены: крестьянская одежда, образцы вышивок, ткани, ручные орудия труда, уникальные изобразительные материалы начала ХIХ века.
Теплица. Фотоснимок П.П.Пушкарева.1975 г.
В это же время был разработан проект по восстановлению теплицы на усадьбе. В «Объяснительной записке к проекту восстановления теплицы в музее-усадьбе М.Ю. Лермонтова в селе Лермонтово (бывшие Тарханы)» архитектор Ф.Г. Дубровин указал: «Так как никаких графических материалов и литературных документов с описанием теплицы не найдено, проект разработан по старым усадебным образцам для удовлетворения действительной потребности музея-усадьбы М.Ю. Лермонтова в хозяйственных целях. Место теплицы то же, на котором находилась теплица во времена М.Ю. Лермонтова, и проект соответствует размерам места». В этом же году она была восстановлена на прежнем месте.
В церкви Марии Египетской в 1967 году частично был восстановлен иконостас, в экспозицию внесены мемориальные иконы, материалы о Лермонтове и стенды «Документы о перевозе тела Лермонтова в «Тарханы».
Художником Пензенских художественно-производственных мастерских В.Г. Москальцом был создан эскиз художественного оформления интерьера церкви Михаила Архангела и эскизы оборудования выставочного зала. Не меняя внутренней архитектуры, ее приспособили под экспозиционное помещение. Здесь разместилась литературная экспозиция «Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова», рассказывающая о пребывании поэта в Москве, Петербурге, на Кавказе, его дуэлях и творческом наследии.
В часовне - усыпальнице М.Ю. Лермонтова был проведен внутренний и наружный ремонт.
В. П. Арзамасцев вслед за своим предшественником настойчиво добивался расширения территории усадьбы и признания за ней статуса заповедника.
В 1969 году на базе существующего музея-усадьбы был образован Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы» с территорией 91 га. В его состав вошла бывшая усадьба Арсеньевой в границах лермонтовского времени, имение их родственников Шан-Гиреев Апалиха, часовня-усыпальница М.Ю. Лермонтова, церковь Михаила Архангела с окружающей территорией в границах восстановленной кирпичной ограды.
Работа по созданию законченного мемориального ансамбля природных и исторических памятников продолжается. Начинается реставрация главного памятника на усадьбе – барского дома.
Архитектором Е.А. Черниковым и архитектором А.А. Перфиловой разрабатывается эскизный проект, в котором были использованы данные натурного исследования памятника, письменные источники, графические работы второй половины XIX века, на которых дом изображен в различные годы.
Главная задача реставрации заключалась в придании постройке вида, который барский дом имел в XIX веке. Для этого необходимо было обшить дом досками, перестроить балконы, конструкции и стиль которых не соответствовали архитектурному стилю I половины XIX века, установить ампирные наличники на окнах и наружных дверях и отреставрировать лестницу, ведущую в мезонин.
Проект был готов, но прежде, чем приступить к его осуществлению, надо было все уточнить, конкретизировать. Музейными сотрудниками проводились консультации со специалистами: литературоведом С.А. Андреевым-Кривичем, заслуженным деятелем искусств РСФСР Н.П. Пахововым, кандидатом филологических наук, главным хранителем Государственного музея А.С. Пушкина И.А. Гладыш - по вопросам определения принципов направления и отбора материалов будущей экспозиции.
Барский дом. Фотография Ф. Гаврилова. 1974 г. |
Барский дом. Комнаты Е.А. Арсеньевой.
Фотография Ф. Гаврилова.1974 г. |
В 1974 году после реставрации барский дом был открыт. Он был таким, каким запомнил его Лермонтов: «деревянный, с мезонином, выкрашенный желтой краской…». В доме была воссоздана обстановка, которая вводила в быт дворянской усадьбы первой половины XIX века. Открытие мемориально-бытовой экспозиции состоялось 7 июля 1974 года. Известный лермонтовед И.А. Андроников, осмотрев ее, записал в книге отзывов:
Превосходный музей! Чудо! - сочетание науки и искусства! Честь создателям! |
А перед сотрудниками музея встала новая задача: воссоздание природной среды усадьбы, взрастившей Лермонтова. Задача была не из простых. К этому времени в непосредственной близости от музея уже был построен совхозный производственный комплекс с зернотоком, машинными мастерскими, пилорамой, коровниками, нефтебазой.
Дальний сад.
Фотоснимок П.П. Пушкарева.1975 г.
Изменения были настолько велики, что понять лермонтовского восхищения усадьбой было невозможно: парк перед барским домом зарос деревьями, плотная стена зелени, поднявшаяся на высоту 14 – 15 метров, закрывала ландшафты. Дальний сад на 80% зарос вишней и терном высотой более полутора метров, что полностью уничтожило его планировку. По валу ряды дикорастущих тополей и яблонь образовали живую труднопроходимую изгородь, заросли терном «траншеи» — место детских игр поэта.
В.А. Агальцова |
Созданием проекта и непосредственно реставраций зеленых насаждений занялась Валентина Александровна Агальцова - кандидат сельскохозяйственных наук, специалист по изучению и реставрации мемориальных садово-парковых комплексов. Ее участие во многом определило успех реализации профессионально обоснованного, творческого и даже лирического проекта, так как речь шла о реставрации усадьбы, природа которой воспитала Лермонтова. На протяжении многих лет она руководила всеми видами работ – исследовательскими, проектными и натурными - вела авторский надзор, анализировала исполнение каждого этапа работ.
В 1972-1973 годы был восстановлен Дальний сад. Он был своеобразен по композиции, детали которой описаны М.Ю. Лермонтовым в поэме «Сашка»:
Уютный сад, обсаженный рябиной, С беседкою, цветами и малиной, Как детская игрушка… |
Сад представляет собой в плане квадрат и был обведен канавой и валом, по которому росли ива, липа, дуб, рябина. Восемь аллей из вязов и лип сходятся в центре. Здесь-то и стояла упомянутая поэтом деревянная беседка в кругу лип. Ближе к центру были высажены цветы, а дальше – фруктовые деревья и кустарники. Это было установлено путем раскопок. В Дальнем саду была восстановлена вся система аллей, произведены подсадки ягодников и расчищены от зарослей участки сливы и вишни.
Вся проделанная и еще только предстоявшая работа вселяла уверенность в работников музея, что по прошествии нескольких лет посетители смогут увидеть один из интереснейших памятников усадебного строительства и полюбоваться картинами природы, пленявшими когда-то М.Ю. Лермонтова.
Также по теме: Хроника жизни музея