Источник: Липецкая газета
Светлана ФЕВРАЛЕВА, Пенза-Тарханы-Липецк | 18.03.2019 02:37:43
Съемки документального фильма «Лермонтовы. Отец и сын: разделенные любовью» помимо Тархан прошли в Липецкой области. Пензенский кинорежиссер Светлана Старостина побывала в лермонтовских местах – Кропотово, Урочище Шипово и Васильевское.
Пятнадцать лет пензенский кинорежиссер Светлана Старостина снимает документальные фильмы из цикла «Гении места», посвященные выдающимся деятелям российской культуры и науки, связанным с Пензенским краем.
Уже созданы кинорассказы о Радищеве и Белинском, Савицком и Горюшкине-Сорокопудове, Пудовкине и Косматове, братьях Мозжухиных и Башире Рамееве… Фильм о Михаиле Лермонтове стал тринадцатым в этом уникальном цикле.
Светлана Старостина: Работать с такой темой - конечно, счастье. Особенно, если Лермонтов - любимый автор, многие произведения которого с юности знаешь наизусть |
– Ваш новый фильм называется «Лермонтовы. Отец и сын: разделенные любовью». Почему выбрана такая необычная тема?
– За годы после гибели поэта были переработаны – сказано, показано, написано – огромные объемы информации. Это не удивительно: Лермонтов занимает особое место и в российской культуре, и в сердцах любителей русской литературы. Поэзия и проза его как будто адресованы лично каждому читателю: так искренне его творчество, сокровенно, обжигающе эмоционально. Можно было, конечно, еще раз пересказать биографию Михаила Юрьевича. Но зачем? Когда столько уже сказано, трудно сделать открытия. А интересна прежде всего новая информация. И, как это ни удивительно, она есть, стоит только свернуть с «проторенной тропинки» простого жизнеописания.
Каждый раз, бывая в Тарханах, я заново переживаю трагедию его семьи. Ситуацию, когда отец поэта после смерти любимой жены (мать Лермонтова умерла, когда мальчику было всего два года) был вынужден оставить сына его бабушке, Елизавете Алексеевне Арсеньевой. В противном случае та, богатая помещица, лишила бы Михаила Юрьевича наследства – своего состояния.
Отец Лермонтова принадлежал к старинному и когда-то знатному, но к тому времени обедневшему дворянскому роду. Кроме своей любви, сердца, души, ума, культуры и прочих духовных ценностей, дать сыну ему было нечего. А мальчику нужно было обеспечить достойный уровень жизни, образование, воспитание… Отец понимал это и уступил требованиям Арсеньевой.
Лермонтов иногда встречался с отцом, но вырос без него. Для обоих это стало трагедией. Финал известен: Михаил Лермонтов в неполные 27 лет погиб на дуэли. За десять лет до его гибели умер Юрий Петрович. Елизавета Алексеевна пережила любимого внука на четыре года. Ее состояние ушло в род Столыпиных.
Идея сделать об этом фильм вызревала у меня давно. Ситуация-то, хотя и связана с русским гением XIX века, очень современная и поучительная!
На месте тополя, где Миша Лермонтов вырезал свои инициалы: «М.Ю.Л.», сегодня шумят сразу несколько тополей, выросших от легендарного «лермонтовского» ствола. Фото Вадима Разумова |
Главная сложность в том, что от этой глубоко личной истории по определению не могло остаться документов. Родственники и друзья – люди благородные – деликатно молчали. Дворня видела события «через замочную скважину», интерпретировала вольно и в соответствии со своим культурным уровнем. Но додумывать, «доигрывать» с помощью реконструкций нам было нельзя – желтизна в подаче документального материала мне отвратительна.
– Какими в итоге вы пользовались источниками?
– Долгие годы главным источником для лермонтоведов было жизнеописание, созданное Павлом Висковатовым на основе собранных им воспоминаний. Но книгой Висковатого пользоваться не хотелось, потому что там зафиксирован «взгляд из людской». Многому в его рассказе я поверить просто не могу. Например, что Юрий Петрович мог ударить Машу. Или изменять ей в доме Арсеньевой. Люди той культуры, того воспитания никогда бы себе подобного не позволили.
Документальное кино формирует рассказ на основе документов и фактов. Именно достоверными фактами я и старалась пользоваться. Например, можно сколько угодно говорить о том, как была обижена на своего мужа Елизавета Арсеньева. Или что отец поэта был дерзок, груб, неуважителен к теще. Но сына Марьи Михайловны и Юрия Петровича назвали, по настоянию бабушки, в честь ее мужа. Хотя традиционно, из поколения в поколение в семье Лермонтовых, как во всех дворянских семьях, первого или единственного сына называли в честь деда по линии отца. Этот факт красноречиво говорит сам за себя.
«Сюжетоформирующим» источником при создании фильмов для меня всегда являются голоса героев. Даже если человека уже давным-давно нет на свете, от него остаются письма, дневники, воспоминания. В данном случае это были прежде всего произведения Лермонтова, его записи в дневнике – небольшое, но яркое эпистолярное наследие.
Сохранилось два важнейших для нас документа – завещание Елизаветы Алексеевны Арсеньевой и духовное завещание Юрия Петровича Лермонтова. Их прочли в фильме за кадром два замечательных актера – Галина Репная и Владимир Антоник. Существенно то, что они оба «в теме»: Галина Евгеньевна блестяще играет Елизавету Арсеньеву в спектакле Пензенского драматического театра «Путь левой руки», Владимир Владимирович озвучил фильм «Лермонтов», созданный к 200-летию поэта на Первом канале.
Важным источником информации для меня стали размышления наших современниц, которые снимались в фильме. Не просто литературоведов, лермонтоведов. Но людей, которые посвятили Михаилу Юрьевичу Лермонтову жизнь. Почти буквально прожили ее рядом с ним – в Тарханах. Дышали этим воздухом. Они не только много знают, свои огромные познания они пропустили через сердце. Поэтому имеют собственное, очень личное мнение обо всем, что касается героев фильма.
Для меня они – не меньшие герои фильма, чем семья Лермонтова. Это директор музея-заповедника Тарханы Тамара Мельникова, ее заместитель Надежда Потапова, историк культуры, когда-то работавшая в Тарханах, Лариса Рассказова, уже упомянутая Татьяна Кольян. Я задавала им всего один, заведомо провокационный вопрос: с кем вы в этом трагическом жизненном треугольнике? На чьей стороне? Понятно, что вопрос упрощает драматизм истории, в которой все по-своему правы. И все же, у каждой из моих собеседниц был свой ответ на этот, казалось бы, риторический вопрос...
Статья полностью