Людьми-творцами держится мир, его история, культура. Эти люди встречаются нечасто, и общение с ними, само их присутствие в нашей жизни заметно меняет ее качество: хочется жить полней, целесообразней. Бесспорно: не место красит человека, а человек место. Но как часто и само место своим очарованием облагораживает человека, делает его лучше, выше, значительней.
Тарханы — один из замечательных уголков России, здесь есть особая умудряющая и уравновешивающая человека красота. Эти места очаровали великого М.Ю. Лермонтова, а он завораживал ими в своих стихах.
Не будь в судьбе Лермонтова Тархан, он был бы другим поэтом. Родной усадьбой поэта околдован и русский художник Геннадий Валентинович Сальков.
По родовым корням Сальков считает себя орловцем, хотя родился в Сталинграде 1 июля 1942 г. под грохот Великой битвы за Волгу: его родители оказалась в многострадальном городе, направляясь на Урал в эвакуацию. После освобождения Орла семья вернулась в родные места. Там, в орловском детстве, и начались его творческие опыты.
В 1962 году Геннадий Сальков за четыре года закончил пятилетний курс Пензенского художественного училища им. К.А. Савицкого. Получив диплом, стал пробовать свои силы и возможности в самых разных сферах деятельности: учителем в школе, специалистом по промышленной эстетике в НИИ, старшим инженером на КамАЗе, художником-оформителем на заводе тяжелого машиностроения в Пензе. Стесненные бытовые условия... Это обстоятельство для Геннадия Салькова в то время было определяющим: его семья ютилась в крохотной коммуналке. Он вновь стал искать работу, чтобы обеспечить жену и маленькую дочку достойным жильем. Должность научного сотрудника, небольшую квартиру с отдельной кухней и маленькой спальней ему предложили в музее «Тарханы», и молодой художник без колебаний переехал в с. Лермонтово Пензенской области.
Молодой художник не мог насмотреться на неброскую, но в самое сердце проникающую красоту русской усадьбы. Пленяло все: необъятные просторы и пронзительной синевы небо, луговые цветы и вековые деревья, укромные тропинки и живописные лужайки. Постепенно стал открываться мир поэзии великого поэта, глубина его мыслей и чувств, как и понимание того, что значили для него любимые Тарханы.
Правда, была попытка уехать, соблазнила «охота к перемене мест», перспектива новых впечатлений. Но поездка на Дальний Восток убедила в ином: он почувствовал и осознал силу притяжения усадьбы М.Ю. Лермонтова. «Большое видится на расстояньи» — в мудрости этих слов художник убедился на собственном опыте. Выбор был сделан, и теперь уже навсегда. Свою судьбу, талант, творческую энергию Сальков решил посвятить Лермонтову и его родным Тарханам. Профессиональный художник с тонким эстетическим вкусом и креативным мышлением был необходим провинциальному музею переживающему трудный переходный период. И Геннадий Сальков шаг за шагом стал осваивать широкий спектр творческих обязанностей. Сколько старинных гравюр, картин и икон вернулось к жизни благодаря его терпеливым и чутким рукам! В том числе и самая дорогая для него картина — большое живописное полотно М.Ю. Лермонтова «Кавказский вид близ селения Сиони».
Когда именно родился замысел создания цикла пейзажей Тархан, Сальков уже и не помнит, но на его создание ушло без малого 40 лет!
Каждый художник знает, как сложно воплощать хрестоматийно знакомые архитектурные памятники и ландшафты: велика опасность повторения. К Лермонтовским Тарханам, где за эти годы побывало немало мастеров живописи и графики, это утверждение относится в полной мере. Но Геннадию Салькову удалось избежать невольного дублирования уже увиденного другими. Добился он этого вследствие счастливых для него обстоятельств.
Дом, в котором его с семьей поселили, был построен непосредственно на усадьбе для большой библиотеки, подаренной музею лермонтоведом В.А. Мануйловым. За все годы проживания буквально в ста метрах от барского дома, в котором вырос М.Ю. Лермонтов, художник научился чутко внимать дыханию этого места, чувствовать его изнутри. Он просыпался вместе с усадьбой, видел ее пробуждающейся, бодрствующей и отходящей ко сну. Перед его глазами одни краски дня сменялись другими, одни звуки поглощались или, напротив, усиливались другими. День начинался со звонкой побудки петуха, с пения иволги. Вечерняя тишь нарушалась кряканьем возвращающихся с пруда уток, пением соловья в густых зарослях жасмина и сирени.
Художник десятки раз прошел маршрутами любимого поэта, любовался рассветами и закатами над Большим сельским прудом, восхищался степными просторами — в каждый сезон, в любую погоду. Во время многочасовых прогулок он старался пропустить окружающий живой мир через себя и понять, что именно вызывало у Лермонтова ощущение «пространства без границ». Ответ был найден не сразу, но теперь уже никто не сомневается в его правоте: «В Тарханах много неба. Мы ходим здесь по горизонту». «Безбрежный океан», много лет назад поразивший великого поэта, и станет «главным героем» многих пейзажей.
Их больше 50, тематика разнообразна: и барский дом с церковью Марии Египетской, в которой Лермонтов неоднократно бывал, и семейная часовня-усыпальница с церковью Михаила Архистратига, и Апалиха — имение «милой тетеньки» поэта М.А. Шан-Гирей, и Кропотово — родовое имение отца, Юрия Петровича Лермонтова. В этих живописных рассказах отражено «царство дивное» поэта, все, что ему было дорого и мило. Это уголки садов и парка, леса, рощи и пролески, бескрайние поля в окрестностях родной усадьбы, закаты и восходы, теплые ливни и белые снежные равнины, созревание хлебов, сенокос, половодье, ранняя весна и поздняя осень.
Пейзажи поражают искренностью, задушевностью, завораживают особенным колоритом. Чтобы с точностью передать все неуловимые состояния природы, художник кропотливо подбирал технику. Пробовал масло, акварель, темперу, но выбрал редкую, капризную, требующую авторской точности и мастерства — пастель. По его убеждению, она наиболее гармонична в передаче неярких, нежных красок природы Средней полосы России. И неслучайно Правление Союза художников РФ на заседании, где рассматривалась кандидатура Геннадия Салькова, подчеркнуло «тонкое колористическое чутье в образной трактовке пейзажа» и «мастерское владение сложной техникой пастели».
Работы Геннадия Салькова хранятся в фондовой коллекции музея и представлены на выставке «Мой дом везде, где есть небесный свод…». Только за последние годы она побывала в 18 городах Центральной и Южной России. Москва и Ленинград, Саратов и Тамбов, Тамань, Воронеж, Орел — география обширна, и уже преодолены границы России: в этом году ее увидели в Китае и на Украине. Выставка расширила границы заповедника и дала возможность людям, живущим за сотни и тысячи километров, увидеть Лермонтовские Тарханы, почувствовать их скромную, неповторимую прелесть.
В книгах отзывов хранится множество добрых пожеланий в адрес художника, множество признаний его таланта. Вот несколько высказываний:
Не ожидал от себя подобных эмоций! Более всего пробудила воображение часовня, построенная бабушкой поэта над его могилой. Ее вид на вершине холма, цветы, голубые, розовые, красные, бесконечные дали вызвали щемящее чувство. Казалось будто где-то рядом, за холмом стоит Лермонтов, он выйдет и прочтет «Выхожу один я на дорогу…». Спасибо.
Какая внутренняя чистота, хочется плакать от чистых помыслов и гармонии в природе. Тарханы, березки, Сальков. Я просто влюбился сегодня в эти места и хочу обязательно побывать.
Пастель ложится на лист словно дуновение легкого ветерка. Художник будто сам сливается с природой — светом, деревьями, водой, небом.
Удивило тактичное созвучие поэзии Лермонтова: «туманы, осеребренные луной», «стихий тревожный вой» в грозовом небе, «туч огнистые края на далеком горизонте…» Обязательно перечитаю Лермонтова.
Под отзывами — имена и фамилии незнакомых людей, но немало и тех, чьим мнением художник особенно дорожит:
Такие картины помогают почитателям великого поэта России лучше понять истоки его удивительного вдохновения. Совершенно очевидно, что для него «небо Родины» и «дым Отечества», как и для большинства русских художников, не являются пустым звуком. Министр культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации А.С. Соколов (2006 год).
Удивительно поэтичная теплая выставка… Это Тарханы, это радость и грусть. Спасибо замечательному художнику, воспевшему русскую природу. Директор Государственного Литературного музея Шахалова Н.В.
Очень тонкое и искреннее понимание русской Природы и яркое отображение великой Земли М.Ю. Лермонтова. Спасибо, дорогой художник! Андрей Дементьев
Увидеть картины Геннадия Салькова — настоящий праздник души! Суметь с таким пониманием, так выразительно, так сердечно передать задушевный лиризм Лермонтовских мест — настоящий, редкий, удивительный талант этого замечательного художника! Иосиф Кобзон
В работах Салькова чувствуется влияние Клода Моне, но вместе с тем, несомненно, есть свое видение, и особенно привлекает техника, в которой работает художник. Очень понравились работы карандашом и акварелью, поражает изысканность рисунка и цвета Горжусь, что на Пензенской земле рождаются самобытные таланты, такие как Геннадий Сальков, дружбой с которым горжусь втройне.
Виктор Пензин, директор Государственного музея народной графики, г. Москва
Упоминая Клода Моне, конечно, неслучайно. Французский мастер пейзажа однажды подчеркнул: «Художник с колористическим чутьем — неизменно живописец, их немного. Тот, кто занимается простым раскрашиванием, — обыкновенный рисовальщик, этих гораздо больше». Известный лермонтовед И.Е. Усок почувствовала и сформулировала то, что составляет движущую силу творчества Салькова:
Пейзаж — один из наиболее эмоциональных жанров искусства. Им нельзя овладеть без искренней любви художника к природе, к тому конкретному месту, которое он пишет. Только глубоко переживаемое впечатление рождает произведение, в котором я, зритель, вслед за художником, могу увидеть в давно знакомом и будничном нечто поразительно новое и волнующее. Геннадий Валентинович, это я о Вас. Благодарю за это открытие.
Сам художник убежден: «Сюда, в Тарханы, к Лермонтову надо прибывать на поклонение, прикасаться к его поэзии, как к святому источнику, очищающему человеческие сердца и души!» Экспозиционная работа, которой Геннадий Сальков также отдал немало времени и сил, была отмечена Правительственной Премией. Одаренность не бывает односторонней! Над изменением качества экспозиций художник вдохновенно трудился не один год. Назвать его только автором художественных проектов — ничего не сказать. Стояла сверхсложная задача: гармонично соединить восстановленную тарханскую природу, отреставрированные архитектурные памятники с интерьерами экспозиций, сделать их «эмоционально переживаемым пространством».
Каждая вещь, предназначенная для показа, побывала тогда в его руках и находила место благодаря не только безупречному художественному вкусу, но и знанию эпохи. «Когда люди уходят, остаются вещи. Безмолвные свидетели радостей и горестей своих бывших хозяев, они продолжают существовать особой, таинственной жизнью. Нет неодушевленных вещей, есть неодушевленные люди». В этом рассуждении художника и раскрывается сложность задачи: «разговорить вещную среду», заставить говорить на языке, понятном людям XXI века. Новые экспозиции помогают не только увидеть эстетику ушедшей эпохи, но и ощутить дыхание, атмосферу дома великого поэта.
Созидательная творческая деятельность Геннадия Салькова — в создании новых выставок музея (их более 30), в издательских проектах (более 15), подготовке эскизов бальных и фольклорных костюмов для театрализованных представлений...
Но есть один день в неделе — пятница, когда он уходит в свою мастерскую. Здесь он уже создавал образы своих современников, коллег по музейной работе — портреты, в которых тщательно выписывал лица, то есть показывал эмоциональное начало, состояние души своего героя. Там же писал Адама и Еву, Данте и Беатриче, Богоматерь и Христа… На больших полотнах неклассической композиции и необычного цветового решения небо уже не земное, а космическое. Оно цвета жизни , почти изумрудное. И человек становится частью вселенского пространства. «Быть может, в этом и состоит загадка каждого настоящего художника: оставаясь частью Вселенной, частью природы, становиться соТворцом”, — говорится в одной из рецензий на выставку.
Увлеченность члена Союза художников России с 1977 года Геннадия Салькова удивительна. Пожалуй, именно она помогает ему находить темы там, где многие проходят мимо. Умение мастера превращать прозу жизни в поэзию заставляет вспомнить известное высказывание Н.В. Гоголя: «Чем предмет обыкновеннее, тем выше нужно быть поэту, чтобы извлечь из него необыкновенное…». В заключение приведем еще один отзыв. Он принадлежит вице- президенту Российской академии художеств, президенту Союза художников России, профессору, академику Э.Н. Дробицкому: «Сальков — художник от Бога. Он меня радует лет 30 — 35: врожденная колористика, чутье, образная трактовка пейзажа, продолжение традиций русской реалистической школы, мастерское владение техникой пастели. Художник помогает увидеть необычное в обычных вещах, почувствовать гармоничность бытия, насладиться красотой природы и монументальной вечностью. Этот художник — последний из могикан. Своим творчеством, гражданской позицией, точкой зрения он помогает любить Родину и стать патриотом и гражданином Великой России».
Автор: научный сотрудник музея-заповедника "Тарханы" Елена Родина