Сотрудники Государственного Лермонтовского музея-заповедника «Тарханы» приняли участие в Международном съезде учителей и преподавателей русской словесности.
Организатором съезда выступил Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова при поддержке Общества русской словесности и Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы. Смешанный формат предполагал очное и дистанционное участие представителей учреждений науки и образования (учителей, методистов, преподавателей вузов, представителей органов управления образованием, сотрудников музеев и библиотек, издателей) из России, Казахстана, Словакии, Испании, Китая и других стран.
На третий день работы конференции на платформе ZOOM состоялось несколько круглых столов. Тема одного из них «Музеи и библиотеки в образовательном пространстве современной школы». Первая секция была посвящена музейной педагогике.
На пленарном заседании выступила сотрудник Государственного Лермонтовского музея-заповедника «Тарханы» Т.И. Телятникова. Она рассказала о социально-культурных технологиях, которые сотрудники Лермонтовского музея используют в работе со школьниками. Направлены они на приобщение детей к культурным ценностям родного края и России в целом на базе музея-заповедника «Тарханы». Для этого разработана программа «Мы и Лермонтов», состоящая из трех частей: тарханские уроки для учеников начальных классов, система классных часов для учащихся среднего звена и обобщающий факультативный курс для девятиклассников. Старшеклассникам предлагается лермонтовский лекторий. Дополняет познавательный и развлекательных характер приобщения к эпохе участие в фольклорных праздниках, театрализованных представлениях. А студия музейной педагогики позволяет детям органично включиться в многообразную деятельность музея.
– Система сотрудничества музея и школы – не самоцель. Школьники будут все постигать и осваивать в жизни сами. Но если их путеводной звездой будет Михаил Лермонтов, они непременно станут патриотами и людьми особой духовности, потому что Лермонтов в сердце – это символ культуры, в котором столько увлекательных миров, – подвела Татьяна Ивановна итог своего выступления, вызвавшего интерес участников конференции, выступавших следом и не раз ссылавшихся на него.
Запрещать делать selfie в музее или, напротив, предложить сфотографировать себя возле музейного экспоната с тем, чтобы начать говорить на одном языке со школьниками? А, может быть, предложить детям вести музейный дневник, написать отзыв о посещении музея и разместить его в виде поста в школьном сообществе в соцсетях? Возможно, кому-то из юных посетителей по силам самостоятельно разработать музейный квест? Эти и другие вопросы взаимодействия школы и музея обсуждались учителями-практиками и сотрудниками музея, непосредственно работающими с детьми.
Завершился трехдневный съезд большой экскурсионной программой. Его участникам предложили совершить виртуальный тур по восьми литературным музеям, в том числе, и Государственному Лермонтовскому музею-заповеднику «Тарханы». О роли Тархан в жизни поэта рассказала заместитель директора Лермонтовского музея-заповедника Н.К. Потапова. «Царство дивное», в котором М.Ю. Лермонтов был «всесильный господин», было представлено музеем в видеофильме «Тут был я счастлив». Он вызвал живой отклик участников. «Мы влюбились в «Тарханы», – писали они на форуме.