Начало: 20 июня 2018
Окончание: 22 августа 2018
В выставочном центре музея-заповедника «Тарханы» открылась выставка работ Александра Орловского из собрания Государственного музея А.С. Пушкина, г. Москва. Она приурочена к 240-летию со дня рождения художника.
Личность Александра Осиповича Орловского (1777-1832), непревзойденного польского рисовальщика, прочно и навсегда обосновавшегося на брегах Невы в начале XIX столетия, – легендарна в пантеоне отечественной культуры.
Его творчество, наряду с величайшими достижениями первого поэта России Александра Сергеевича Пушкина, во многом определило представление о целой эпохе.
Выдающихся мастеров пера и слова объединяют романтический пафос, одухотворенная возвышенность, глубоко личностное начало во всем, а также сюжеты, темы и герои произведений. Давно на слуху строчки из поэмы «Руслан и Людмила»:
Бери свой быстрый карандаш, Рисуй, Орловский, ночь и сечу! |
Выставка графических произведений А.О. Орловского не претендует на всеобъемлемость, но эстетически стильная и тематически логичная. Экспозиция структурирована по жанрово-тематическому принципу и насчитывает около 100 произведений. Многие из них принадлежат самому Орловскому (в оригинальных графических техниках), а некоторые литографии и гравюры выполнены известными или анонимными мастерами по его рисункам или же печатным образцам (гравюры и литографии).
Военно-историческая тема – одна из ведущих в творчестве Александра Осиповича. Интерес к военной героике прошлого и настоящего воплощен в сюжетах сражений, в безымянных фигурах рядовых или в персонифицированных образах полководцев. Конные портреты вождей Отечественной войны 1812 года М.И. Кутузова, М.И. Платова, П.Х. Витгенштейна, Д.В. Давыдова соседствуют с лихими казаками и храбрыми башкирами.
Тема народно-бытовая раскрывает достижения Орловского-жанриста, главным образом, в литографии. Многофигурные композиции реалистично отражают будничную жизнь Петербурга, его трудовых низов.
Русский национальный характер как нельзя лучше выявлен художником в дорожных мотивах с лихими тройками, отчаянными возницами, самоотверженными седоками или изнеженными франтами.
Третья часть выставки посвящена портретному жанру, а также карикатуре и шаржу, которые принесли художнику невиданную популярность. Социальные типы (монах, военный, доктор и пр.), целые грифонажи неразгаданных персонажей уживаются с реальными историческими личностями. Вместе с непарадным, «очеловеченным» императором Александром I посетителей встречают монстровидный завсегдатай петербургских улиц И. Брызгалов, великий, но комично-трогательный зодчий Д. Кваренги, лукавые погребщики, превращающие вино в чистую монету…
В мае – июне произведения Орловского демонстрировалась в Пензенской картинной галерее, и там ее представлял Евгений Анатольевич Богатырев, заслуженный работник культуры, директор Государственного музея А.С. Пушкина.
В «Тарханах» выставка будет работать до конца августа.